г. Хабаровск
13 июля 2011 г. |
N Ф03-2849/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, Г.А.Суминой
при участии
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае: Акуленко Н.В., представитель по доверенности от 21.01.2011
рассмотрел кассационные жалобы Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011
по делу N А51-14850/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Вишневый сад"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Управление территориального агентства по управлению Федеральным имуществом в Приморском крае
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и обязании устранить допущенные нарушения
Дачное некоммерческое товарищество "Вишневый сад" (ОГРН 1102537002787, юридический адрес: г. Владивосток, ул. Добровольского, д. 25, офис 5) (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1072540005724, место нахождения: г. Владивосток, ул. Бородинская, д. 12) (далее - Департамент), оформленного письмом от 15.07.2010 N 29/06-20-10785 в предоставлении земельного участка площадью 19 000 кв.м., расположенного в районе ул.Коммуны, 2 (далее - спорный земельный участок), в аренду для ведения дачного хозяйства, а также об обязании устранить допущенные нарушения и рассмотреть заявление в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельного требования относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Управление Росимущества).
Решением суда от 02.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку суд пришел к выводу, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда и территория земельного участка полностью расположена во втором (зона ограничений) и третьем поясе (зона наблюдения) санитарной охраны курортной зоны.
Постановление апелляционного суда от 25.04.2011 указанное решение отменено. Признан незаконным отказ Департамента в предоставлении спорного земельного участка в аренду. Апелляционный суд обязал Департамент в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принять решение о передаче спорного земельного участка в аренду товариществу для ведения дачного хозяйства.
Не согласившись с указанным постановлением, Департамент и Управление Росимущества обратились с кассационными жалобами, в которых просят его отменить, оставить в силе решение от 02.02.2011.
В обоснование своей правовой позиции заявители кассационных жалоб указывают, что испрашиваемый Товариществом земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью. Считают, что при утверждении генерального плана земельные участки не могут быть отнесены к землям населенных пунктов без согласования с федеральными органами исполнительной власти и внесения изменений о таком переводе в ЕГРП.
Также заявители указывают, что испрашиваемый земельный участок расположен во второй санитарной охранной зоне и не может быть предоставлен для ведения дачного хозяйства. Ссылаются на то, что из смысла пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса РФ земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, заявители со ссылкой на статью 12 Федерального закона N 66-ФЗ утверждают, что для размещения садоводческих и дачных некоммерческих объединений необходимо зонирование территорий с определением места нахождения, площадей и целевого назначения земельных участков, разрешенного использования земельных участков. Ссылаясь на муниципальный правовой акт от 11.04.2011, утвержденный решением Думы г. Владивостока от 31.03.2011 N 652, указывают, что выбор и предоставление земельных участков для садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, размещаемых на территории г. Владивостока, осуществляется из фондов перераспределения земель г. Владивостока. Полагают, что поскольку спорный земельный участок не прошел кадастрового учета он не может быть предоставлен Товариществу.
В отзыве на кассационные жалобы Товарищество не согласилось с их доводами, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Росимущества поддержал доводы кассационных жалоб.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого постановления с учетом доводов кассационных жалоб, отзыва на них, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене в части обязания Департамента принять решение о передаче спорного земельного участка Товариществу в аренду для ведения дачного хозяйства.
Как следует из материалов дела, 11.06.2010 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании Дачного некоммерческого товарищества "Вишневый сад".
22.06.2010 Товарищество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении ему земельного участка ориентировочной площадью 19 000 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Коммуны, 2, для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 15.07.2010 Департамент отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что он находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества и Департамент, не являясь федеральным органом исполнительной власти, не вправе распоряжаться земельными участками, расположенными на территории городских лесов. Кроме того, Департамент указал, что для решения вопроса о предоставлении земельного участка Товариществу необходимо представить утвержденные органом местного самоуправления списки членов Товарищества и оригинал протокола общего собрания членов Товарищества, отражающий коллективное решение о передаче земельного участка в аренду, подписанный всеми членами такого объединения.
Данный отказ в предоставлении земельного участка явился основанием обращения Товарищества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные Товариществом требования, апелляционный суд исходил из того, что Департамент не доказал нахождение спорного земельного участка на землях лесного фонда, также сослался на решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока 07.04.2010, постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па.
Апелляционным судом не приняты в качестве доказательств нахождения спорного земельного участка на землях лесного фонда материалы лесоустройства Владивостокского лесничества (планшет N 4 Садгородского участкового лесничества), поскольку в соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Частью 3 статьи 6 Кодекса определено, что границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 8 Кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Апелляционный суд правильно указал, что выписка из лесного реестра раздел "Леса и лесные ресурсы" по состоянию на 01.04.2009, не подтверждает факт установления границ лесных участков, расположенных во Владивостокском лесничестве, в ней лишь содержится описание участковых лесничеств с указанием их общей площади.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Согласно кадастровому плану территории от 24.05.2010 N 25/00-8286 земельные участки площадью 1072+/- 11 кв.м и 2 000+/- 15.65 кв.м, расположенные в кадастровом квартале 25:28:050027 полностью расположены на землях населенного пункта, с разрешенным использованием: для ведения дачного хозяйства. Земельный участок площадью 19 000 кв.м, испрашиваемый Товариществом, также расположен в кадастровом квартале 25:28:050027.
Устанавливая, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, апелляционный суд сослался на решение Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г. Владивостока 07.04.2010, постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па, подпункт 1 пункта 1статьи 84 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с указанной нормой права установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" устанавливает, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства о нахождении спорного земельного участка на землях лесного фонда и о зарегистрированном праве собственности Российской Федерации на эти земли, отсутствуют основания внесения изменений в ЕГРП.
Суд апелляционной инстанции правильно указал на необоснованность вывода суда первой инстанции о не предоставлении Товариществом в Департамент списков членов товарищества и протокола общего собрания, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду, поскольку данное обстоятельство не было положено в основу оспариваемого отказа Департамента, а носило рекомендательный характер. Также апелляционный суд обоснованно сослался на пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66 - ФЗ).
С учетом изложенного, апелляционный суд правомерно признал незаконным отказ Департамента в предоставлении спорного земельного участка Товариществу по указанному основанию.
Представленная на обозрение кассационного суда копия свидетельства от 01.11.2010 о государственной регистрации права Российской Федерации на лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: защитные леса, общей площадью 3 000 кв.м., адрес объекта: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Садгородское участковое лесничество, квартал 45, часть выдела 5, также не подтверждает того, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда.
Кроме того, указанное свидетельство не было предметом исследования апелляционного суда.
В то же время апелляционный суд необоснованно не согласился с выводом суда первой инстанции о невозможности предоставления Товариществу спорного земельного участка в связи с нахождением его во втором и третьем поясе санитарной охраны курортной зоны, сославшись на Положение о курортах, утвержденное Постановлением Совмина СССР 05.09.1973 N 654.
Вместе с тем в настоящее время действует Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
В соответствии со статьей 16 указанного Закона на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
Аналогичная норма содержится в пункте 5 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Таким образом, указанные нормы не предусматривают размещение на территории второй зоны садовых земельных участков.
В силу пунктов 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Следовательно, выбор и предоставление земельного участка в данном случае должны были производиться из фонда перераспределения земель, а не из земель населенного пункта.
Предоставление таких земельных участков для ведения дачного хозяйства указанной нормой права не предусмотрено.
Кассационный суд принимает во внимание, что расположение спорного земельного участка во втором поясе санитарной охраны курортной зоны и не отнесение участка к фонду перераспределения земель не явились основаниями отказа Департамента в предоставлении земельного участка Товариществу.
Однако, учитывая, что при изложенных обстоятельствах апелляционный суд необоснованно обязал Департамент принять решение о передаче спорного земельного участка в аренду Товариществу для ведения дачного хозяйства, постановление апелляционного суда в этой части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 по делу N А51-14850/2010 Арбитражного суда Приморского края в части обязания Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принять решение о передаче земельного участка площадью 19 000 кв.м., расположенного в районе ул. Коммуны, 2 в г. Владивостоке, в аренду Дачному некоммерческому товариществу "Вишневый сад" для целей ведения дачного хозяйства, отменить. В удовлетворении требований в данной части отказать.
В остальном указанное постановление оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.