г. Хабаровск
26 июля 2011 г. |
N Ф03-3053/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, Г.А.Суминой
при участии
от открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт": Л.С.Эгамбердиева, представитель, доверенность от 19.11.2010 N 115
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": О.Ф.Урывская, ведущий юрисконсульт, доверенность от 02.11.2010 N 649
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 05.03.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011
по делу N А73-166/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Панина, в суде апелляционной инстанции судьи С.Б.Ротарь, Т.С.Гетманова, Е.Н.Головнина
По иску открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 189 005 руб. 40 коп.
В судебном заседании 12.07.2011 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 10 мин. 19.07.2011.
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "Владморторгпорт"; ОГРН 1022502259625, место нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) о взыскании пеней за просрочку доставки грузов в сумме 189 005 руб. 40 коп. согласно статье 97 УЖТ РФ.
Решением арбитражного суда от 05.03.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение арбитражного суда от 05.03.2011 и постановление апелляционного суда от 06.05.2011 отменить как незаконные и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель со ссылкой на транспортные железнодорожные накладные указывает на то, что груз принимался к перевозке грузовой скоростью в составе контейнерной отправки. Считает, что факт отправки спорных контейнеров в одном вагоне не свидетельствует об изменении вида отправки (повагонной). Ссылаясь на пункт 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом), полагает, что срок доставки грузов должен исчисляться исходя из скорости 230 км/сут с увеличением срока доставки на 2 суток на отправление и прибытие груза в соответствии с пунктом 5.1 указанных Правил и на 3 суток в соответствии с пунктом 5.8 этих же Правил. В этой связи указывает на отсутствие просрочки доставки груза, поскольку срок доставки груза, по мнению дороги, истекал 05.01.2010, а груз на станцию назначения Владивосток прибыл 04.01.2010.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Владморторгпорт" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению. При этом, не согласившись со ссылкой ответчика на пункт 5.8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, указывает на то, что дорогой не представлены доказательства того, что контейнеры в спорных вагонах имели разные станции назначения и в связи с этим спорные вагоны отцеплялись на других станциях в пути следования поезда для накопления и сортировки контейнеров. Указывает на то, что спорные вагоны отправлены в одно время, одним грузоотправителем и прибыли в одно время в адрес одного грузополучателя. Вагоны с контейнерами отправлены в составе повагонной отправки от одной станции без разъединения в пути следования до другой станции. В этой связи считает, что спорные вагоны не могли идти с контейнерной скоростью (230 км/сут). При этом прикладывает к отзыву телеграммы ОАО "РЖД" от 31.05.2005 N ЦФТОГТ-22/95/ЦМ/ЦФД-16/ЦКП, от 06.09.2006 N ЦФТОГТ-22/230, разъясняющие порядок определения сроков доставки при перевозках контейнеров комплектом в собственном вагоне.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "РЖД" и ОАО "Владморторгпорт" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, перевозчиком - ОАО "РЖД" в адрес грузополучателя - ОАО "Владморторгпорт" в вагонах N N 54095799, 94811114, 94821519, 54329743, 94255403, 94205481 принят для перевозки груз - целлюлоза беленая, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными NN ЭД 263731, ЭД 263413, ЭД 263462, ЭД 263614, ЭД 263266, ЭД 263323, в которых указано об истечении сроков доставки -26.12.2009.
ОАО "Владморторгпорт", ссылаясь на то, что указанные вагоны прибыли на станцию назначения Владивосток 04.01.2010, то есть с просрочкой их доставки в 9 суток, обратилось к дороге с соответствующей претензией от 17.02.2010 N ДПП-191 об уплате пеней за просрочку доставки грузов.
Отклонение дорогой претензии, послужило основанием для обращения порта в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 33 УЖТ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Из содержания пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 N 37) следует, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
На основании пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пунктам 6, 6.6, 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки, в том числе в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив просрочку доставки груза в 9 суток, недоказанность отсутствия в этом вины дороги, проверив расчет суммы пеней за просрочку доставки груза, признали обоснованными исковые требования ОАО "Владморторгпорт" в размере 189 005 руб. 40 коп.
При этом суды исходили из того, что указанный в транспортных железнодорожных накладных N N ЭД 263731, ЭД 263413, ЭД 263462, ЭД 263614, ЭД 263266, ЭД 263323 нормативный срок доставки груза рассчитан исходя из тарифного расстояния, нормы суточного пробега, вида отправки с учетом 2-х суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, и составляет 14 суток, что соответствует Правилам исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Арбитражный суд первой инстанции отклонил довод ответчика о продлении срока доставки груза на основании пункта 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом исходя из недоказанности факта занятости фронтов выгрузки на станции назначения Владивосток на момент бросания вагонов.
Кроме того, суды отклонили довод ОАО "РЖД", аналогичный доводу кассационной жалобы, о том, что спорный вид отправки является контейнерным, в связи с чем, по его мнению, расчет нормы суточного пробега должен исчисляться исходя из 230 км/сут, указав на следующее.
В силу пункта 2 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28, перевозки грузов могут осуществляться повагонными, контейнерными, мелкими, групповыми, маршрутными отправками и отправками в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику.
Согласно пункту 2.11.4 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами". Тарифное руководство N 1, утвержденного Постановлением ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5, при перевозках грузов в контейнерах и порожних собственных (арендованных) контейнеров полными комплектами на вагон, за исключением сборной контейнерной отправки, в вагонах общего парка в графе перевозочного документа, предназначенной правилами заполнения соответствующей накладной для проставления тарифных отметок железной дорогой, проставляется отметка "ККВ" (комплект контейнеров в собственном вагоне).
С учетом изложенного, суды, исходя из того, что в транспортных железнодорожных накладных N N ЭД 263731, ЭД 263413, ЭД 263462, ЭД 263614, ЭД 263266, ЭД 263323 в графе "Вид отправки" указано "ККВ" - комплект контейнеров в собственном вагоне, то есть вагон следует с комплектом контейнеров без какой-либо перегрузки или сортировки на промежуточных станциях, что имеет место в данном случае, пришли к выводу о том, что спорная отправка является повагонной.
Также суды не приняли во внимание довод дороги, аналогичный доводу кассационной жалобы, о том, что срок доставки груза должен быть увеличен на 3 суток в соответствии с пунктом 5.8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом в силу следующего.
Пунктом 5.8 указанных Правил предусмотрено, что сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на 3 суток при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах за исключением сцепов из платформ с крупнотоннажными рефрижераторными контейнерами без разъединения сцепа в пути следования.
С учетом изложенного, нормативный срок доставки грузов подлежит увеличению для грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, ввиду необходимости выделения дополнительного времени для их накопления и сортировки.
В этой связи, поскольку комплект контейнеров в собственном вагоне не нуждается в сортировке и накоплении, положения пункта 5.8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом в данном случае применению не подлежат.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.03.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2011 по делу N А73-166/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.