г. Хабаровск
01 августа 2011 г. |
N Ф03-2939/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, Л.Б.Шариповой
при участии
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
на решение от 01.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011
по делу N А37-1781/2010
Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Е.А.Астахова; в суде апелляционной инстанции - судьи Л.Г.Малышева, М.О.Волкова, В.Г.Дроздова
По иску
к
о взыскании 362 293 руб. 28 коп.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО "Магаданэнерго"; ОГРН 1024900954385, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, ул.Советская, 24) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском о взыскании с Магаданской области в лице Департамента финансов администрации Магаданской области (ОГРН 1054900016786, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, ул.Горького, 6), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России ; ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9) убытков в размере 358 766 руб. 40 коп., понесенных в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Магаданской области (далее - УФК по Магаданской области, ОГРН 1024900956178, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, ул.Пролетарская, 25/1).
Решением суда от 01.12.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина РФ. В иске к Департаменту финансов администрации Магаданской области отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств обращения субъекта Российской Федерации (Магаданской области) в Минфин России в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377. Считает, что финансирование дополнительных мер социальной поддержки работников образовательных учреждений, в том числе право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляется за счет средств областного бюджета. По мнению заявителя жалобы, в размер спорных убытков истцом неправомерно включена госпошлина, взысканная с него при рассмотрении гражданских дел по заявлениям прокуроров. Указывает, что по делу N А37-400/2010 с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации уже взысканы убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности за 2008 год.
От ОАО "Магаданэнерго" и Департамента финансов администрации Магаданской области поступили отзывы на кассационную жалобу, в которых они отклонили доводы жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а также ходатайствуют о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
Минфин России, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного разбирательства, явку своего представителя в суд кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решениями мировых судей судебного участка N 8 Омсукчанского района и судебного участка N 10 Тенькинского района Магаданской области, принятыми в период с 24.12.2009 по 10.08.2010 с ОАО "Магаданэнерго" в пользу педагогических работников, проживающих в поселках Омсукчанского и Тенькинского районов Магаданской области, взысканы излишне уплаченные педагогическими работниками денежные средства на оплату электроснабжения (освещения) в период с ноября 2008 года по декабрь 2009 года в сумме 314 366 руб. 40 коп., а также взыскана госпошлина за рассмотрение требований прокурора о защите интересов педагогических работников в сумме 44 400 руб., всего 358 766 руб. 40 коп.
Взысканные по решениям судов денежные суммы, в том числе госпошлина, в полном объеме перечислены истцом по платежным поручениям на счет службы судебных приставов для их перечисления взыскателям и в федеральный бюджет.
Таким образом, истец, полагая, что в результате произведенных по решениям судов выплат, он понес убытки, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно Федеральному закону от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходил из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, судом установлено, что в спорный период средства на финансирование педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по представлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в бюджет Магаданской области из федерального бюджета не передавались.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Магаданскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в сумме 358 766 руб. 40 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка, не подлежащая пересмотру в суде кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 01.12.2010, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по делу N А37-1781/2010 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
И.А.Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.