г. Хабаровск
03 августа 2011 г. |
N Ф03-6063/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.А.Суминой
Судей: Т.Г.Брагиной, И.А.Мильчиной
при участии
от заявителя: ФГУП "Почта России" - Порайко Н.В., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 19-2011;
от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю - Абросимова М.Л., представитель по доверенности от 08.11.2010 N 6/8390;
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 14.02.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011
по делу N А73-10373/2009
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья: А.В.Зверева, в апелляционном суде судьи: Т.Д.Пескова, Е.В.Гричановская, А.И.Михайлова
По заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 30.06.2009 N 12 по делу об административном правонарушении N 3-07/11, в соответствии с которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере одной сотой размера выручки правонарушения от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, что составило 6599553 рублей 59 копеек.
Решением суда от 01.04.2010, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010, заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что антимонопольным органом неправильно определен размер административного штрафа в связи с неверным определением выручки, взятой за основу для расчета административного штрафа.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.09.2010 решение суда от 01.04.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 24.05.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По результатам нового рассмотрения решением суда от 14.02.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011, заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания, превышающего сумму 3.267.936,81 руб. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с решением суда, постановлением апелляционного суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты изменить. По мнению заявителя жалобы, для расчета штрафа из выручки следует исключить сумму 452 650 506 руб., как полученную за услуги, не относящиеся к услугам почтовой связи.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в кассационной жалобе также выражает несогласие с судебными актами, поскольку считает, что размер штрафа исчислен от суммы выручки, полученной от деятельности по оказанию услуг почтовой связи, в том числе таким как доставка и выплата пенсий и пособий, подписка и доставка печатных изданий, и отраженной предприятием в отчете о прибылях и убытках.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 273, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, ФГУП "Почта России" в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 17.11.2005 N 263 "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, с долей более 65% на всей территории Российской Федерации" внесено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%.
10.06.2009 заместителем руководителя Управления, начальником отдела антимонопольного законодательства Костромеевым Н. Б., при надлежащем извещении предприятия и его законного представителя, в присутствии представителя предприятия по доверенности, на основании результатов рассмотрения дела N 3-1/139, в отношении ФГУП "Почта России" составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
30.06.2009 начальником отдела антимонопольного законодательства по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителя предприятия по доверенности, вынесено постановление N 12 о наложении штрафа по делу N 3-07/11 об административном правонарушении, в соответствии с которым ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, что составило 6599553,59 руб.
В обоснование оспариваемого постановления УФАС России по Хабаровскому краю, как установлено судом первой инстанции, сослалось на решение от 03.04.2009 N 7, принятое в отношении предприятия по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 3-1/139. В соответствии с названным решением предприятие признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части, касающейся злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг почтовой связи.
В соответствии со статьёй 14.31 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.31.1 настоящего Кодекса.
Факт совершения предприятием административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.31 КоАП, признан доказанным вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.07.2009 по делу N А73-6906/2009.
За данное нарушение предусмотрена административная ответственность юридического лица в виде административного штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
Для целей применения главы 14 КоАП РФ под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 НК РФ (примечание к статье 14.31 КоАП РФ).
В силу пункта 1 статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретённых, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п.2 ст.249 НК РФ).
Согласно Федеральному закону N 129-ФЗ от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета по установленным формам бухгалтерскую отчетность, которая представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Показатели выручки от реализации отражаются в форме N 2 по ОКУД "Отчёт о прибылях и убытках", утверждённой приказом Минфина России от 22 июля 2003 N 67н. Показатель выручки от реализации заполняется по единой методологии для всех организаций, отражаются все причитающиеся средства выручки за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных налогов и обязательных платежей (нетто-выручка).
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в отчёте о прибылях и убытках за январь-декабрь 2008 года по строке 011 "выручка от услуг почтовой связи" предприятие отразило показатель выручки равный 659955359 рублям, и именно эта информация была использована антимонопольным органом для расчёта суммы штрафа при привлечении к административной ответственности.
Арбитражный суд, войдя в обсуждение вопроса о том, что есть собственно услуги почтовой связи, скорректировал показатель выручки до 326793681 рублей, исключив из её состава выручку, полученную за оказанные услуги по доставке и выплате пенсий и пособий по поручениям и ведомостям, по осуществлению подписки и распространению периодических печатных изданий, магистральной доставке почтовых отправлений, обслуживанию франкировальных машин, посчитав, что указанные виды деятельности не относятся к определению, приведённому в статье 2 Федерального закона "О почтовой связи".
Исходя из этого, суд признал незаконным и отменил постановление антимонопольного органа в части назначения административного наказания превышающего сумму 3267936,81 рублей.
Однако такой подход к определению и отражению размера выручки противоречит сбалансированной законодателем системе положений законодательных и нормативных актов устанавливающих единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О бухгалтерском учёте" ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
На основании Федерального закона "О бухгалтерском учёте" разработано Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н), которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учёта, составления и представления бухгалтерской отчётности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.
В соответствии со статьёй 13 Закона о бухгалтерском учете и пункта 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации бухгалтерская отчетность организаций состоит из образующих единое целое взаимосвязанных бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, пояснительной записки и аудиторского заключения.
Основным принципом ведения бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении (пп. "в" п. 4 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации) необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности.
В то же время действующее законодательство не предусматривает возможность внесения изменений и корректировок в бухгалтерскую отчетность организаций за предыдущий отчетный период лицами, ответственными за организацию бухгалтерского учета и не наделяет таким правом внешних пользователей.
Следовательно, вывод судебных инстанций о необходимости корректировки выручки для целей исчисления административного штрафа основан на неправильном применении норм материального права, а потому обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А73-10373/2009 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.
В удовлетворении требований ФГУП "Почта России" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 30.06.2009 N 12 по делу об административном правонарушении N 3-07/11 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А.Сумина |
Судьи |
Т.Г.Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.