г. Хабаровск
09 августа 2011 г. |
N Ф03-3440/2011 |
Резолютивная часть постановления от 03 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Трофимовой О.Н., Панченко И.С.
при участии
от заявителя: ЗАО "Давос" - представитель не явился;
от Находкинской таможни - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Находкинской таможни
на решение от 28.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011
по делу N А51-19528/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Попов Е.М., в апелляционном суде судьи: Бац З.Д., Солохина Т.А., Сидорович Е.Л.
По заявлению закрытого акционерного общества "Давос""
к Находкинской таможне
об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 828 441,69 руб.
Закрытое акционерное общество "Давос" (ОГРН 1062536050345, г.Владивосток, ул.Авраменко,17, кв.1 далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным решения Находкинской таможни (ОГРН 1022500713333, г.Находка, ул.Портовая,17, далее - таможня, таможенный орган) от 22.11.2010 по корректировке таможенной стоимости товара, оформленного в виде записи "таможенная стоимость подлежит корректировке" в графе "для отметок таможни" в ДТС-1 в отношении товара, ввезенного по грузовой таможенной декларации N 10714040/221110/0025534 (далее - ГТД N 25534), об обязании таможни возвратить излишне уплаченные по указанной ГТД таможенные платежи в сумме 828 441,69 руб., о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 15 000 руб.
Решением суда от 28.02.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011, производство по делу в части признания незаконным решения таможни от 22.11.2010 о корректировке таможенной стоимости товара прекращено в связи с отказом общества от требований в указанной части. В остальной части требования общества удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то, что корректировка заявленной декларантом таможенной стоимости произведена таможенным органом незаконно, а уплаченные в связи с этим таможенные платежи являются излишне уплаченными и подлежат возврату.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе таможни, которая просит их отменить, указывая на неправильное применение судами норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Заявитель жалобы полагает, что судами обеих инстанций при разрешении данного спора имущественного характера неправомерно бремя доказывания возложено на таможенный орган.
Кроме того, по мнению заявителя жалобы, таможенный орган является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не наделен функциями администратора доходов федерального бюджета по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Общество в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, указывая на их несостоятельность, просит жалобу оставить без удовлетворения, принятые судебные акты - без изменения как законные и обоснованные.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение условий контракта от 03.08.2010 N REX/122, заключенного с компанией "ROYAL EXPORT", в ноябре 2010 года на территорию Российской Федерации в адрес общества ввезен товар, задекларированный по ГТД N 25534, при этом таможенная стоимость товара определена декларантом по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимым товаром.
В ходе таможенного контроля таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, в связи с чем в адрес общества направлен запрос о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
По результатам анализа представленных обществом документов и пояснений таможенный орган пришел к выводу о невозможности использования выбранного декларантом метода таможенной оценки с предложением определить таможенную стоимость товара с применением другого метода.
На основании указанного решения обществу доначислены таможенные платежи в сумме 828 441,69 руб., которые внесены обществом на счет таможенного органа по платежным поручениям N 996 от 17.11.2010, N 4 и N 6 от 22.11.2010.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости у таможни не имелось, общество 20.12.2010 обратилось с заявлением о возврате денежных средств в указанной сумме.
Письмом N 10-14/28460 от 28.12.2010 таможенный орган сообщил декларанту о том, что заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей оставлено без рассмотрения в связи с непредставлением документов, подтверждающих факт их излишней уплаты.
Не согласившись с отказом в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ГТД, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости ввезенного товара, доначисления таможенных платежей и, соответственно, отказа в их возврате в заявленной сумме. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды обеих инстанций правомерно руководствовались положениями статей 12, 19 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Перечнем документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным тарифом, утвержденным приказом ФТС России от 25.04.2007 N 536, а также правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров".
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 названной статьи, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Поскольку факт излишней уплаты таможенных платежей нашел подтверждение в материалах дела, выводы судов обеих инстанций о незаконности оспариваемого отказа таможенного органа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в требуемой сумме, а также об обязании последнего произвести их возврат являются правильными.
Довод заявителя жалобы о неправомерном возложении арбитражным судом на таможенный орган бремени доказывания при разрешении данного спора, судом кассационной инстанции отклоняется как несостоятельный, поскольку требование об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи носит имущественный характер и вытекает из публичных правоотношений, рассмотрение которого осуществляется по общим правилам искового производства с учетом особенностей, предусмотренных главой 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а в силу части 3 статьи 189 указанной главы Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на органы, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
Довод заявителя жалобы о том, что таможенный орган является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не наделен функциями администратора доходов федерального бюджета по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, судом кассационной инстанции также не принимается, поскольку данный довод не указывался последним в качестве основания для отказа в возврате таможенных платежей, кроме того был предметом рассмотрения апелляционного суда, получил надлежащую правовую оценку, поэтому в силу статьи 286 АПК РФ не учитывается при проверке законности принятых судебных актов.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по делу А51-19528/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Трофимова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.