г. Хабаровск
11 августа 2011 г. |
N Ф03-3935/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 11 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": А.С.Малиновский, ведущий юрисконсульт, доверенность от 19.11.2010 N 685
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской рыбный порт"
на решение от 13.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011
по делу N А51-18412/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Хижинский, в суде апелляционной инстанции судьи К.П.Засорин, Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской рыбный порт"
о взыскании 53 959 руб. 04 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", перевозчик, дорога; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской рыбный порт" (далее - ОАО "Владморрыбпорт", грузополучатель, порт; ОГРН 1022501800452, место нахождения: 690012, Приморский край, г. Владивосток, ул. Березовая, 25) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 53 959 руб. 04 коп.
Решением арбитражного суда от 13.04.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "Владморрыбпорт" просит решение арбитражного суда от 13.04.2011 и постановление апелляционного суда от 08.06.2011 отменить как незаконные и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на нарушение истцом положений пунктов 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования). Полагает, что составление актов общей формы на промежуточной станции не требуется. Со ссылкой на пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 19.06.2003 N 45 (далее - Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом), считает, что актами общей формы, составленными на промежуточной станции, не подтверждается вина грузополучателя в простое вагонов по причине занятости фронтов выгрузки и отсутствие технической возможности накопления вагонов на станции назначения. Указывает на то, что представленные перевозчиком акты общей формы удостоверяют лишь факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточной станции. Ссылается на отсутствие доказательств составления на станции назначения Мыс Чуркин ДВост. ж.д. акта общей формы с участием грузополучателя и передачи ему этого акта с перевозочными документами. Считает, что перевозчик нарушил сроки уведомления грузополучателя о задержке вагонов в пути следования. Указывает на то, что у ОАО "Владморрыбпорт" имелась возможность принять пять "брошенных" вагонов и обеспечить своевременную выгрузку этих вагонов на железнодорожных путях необщего пользования. Ссылается на наличие доказательств того, что фронты выгрузки и выставочные пути в спорный период были свободны.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению. При этом указывает на то, что актом общей формы от 24.01.2010 N 600006 подтверждается задержка груженых вагонов на промежуточной станции из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения. Актами общей формы от 04.01.2010 NN 4/603054, 4/603061, 4/603078, 4/603062, 4/603060 подтверждается простой спорных вагонов с 04.01.2010 по 09.01.2010 на промежуточной станции Спасск-Дальний ДВост. ж.д. в ожидании приема станцией назначения Мыс Чуркин ДВост. ж.д. по причине неприема грузополучателем груза из-за занятости фронтов выгрузки. Указывает на то, что основанием для "бросания" поезда послужил приказ от 04.01.2010 N 159, о чем ответчик был уведомлен, основанием для "поднятия" поезда - приказ от 09.01.2010 N 160/4, о чем ответчик также был уведомлен. Не согласен с доводом ответчика о том, что уведомления грузополучателя о факте задержке вагонов на промежуточной станции в пути следования состава направлены в адрес порта после прибытия на станцию назначения "брошенных" вагонов, поскольку на уведомлениях от 04.01.2010 и от 10.01.2010 о "бросании" и "поднятии" поезда имеются отметки о передаче уведомлений по телефону 04.01.2010 и 09.01.2010 соответственно. Указывает на то, что нарушение технологических сроков обработки вагонов подтверждается перечнем памяток, доказывающих несоблюдение ответчиком технологических норм выгрузки за период с 04.01.2010 по 09.01.2010 с приложением памяток приемосдатчика NN 800090, 800115, 800116, 800231, 800232, 800271, 800272, 800274, 800340, 800341, 800342, 800348, 800349, 800370, 800611, 800613, 800641, 800642.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав по ним пояснения.
ОАО "Владморрыбпорт", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не обеспечило.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Владморрыбпорт" (владелец) заключен договор от 04.05.2008 N 243 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Владморрыбпорт" по станции Мыс Чуркин, согласно которому осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу на праве собственности железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Мыс Чуркин: стрелочными переводами N 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 21-а к 13 пути, стрелочным переводом N 29 к 15 пути, являющегося продолжением путей NN 15, 16, локомотивом владельца.
В силу пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути владельца N N 2,3,4. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с пунктом 22 договора (с учетом соглашения от 20.01.2009 N НОДЮ-7 к договору) владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами перевозчика за время нахождения их у владельца либо за время ожидания подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента доплаты по сборам; а также плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема и железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, а также за время ожидания подачи на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельца, в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в размере 50% от плат приведенных в таблице 9.
Установлено, что в адрес ОАО "Владморрыбпорт" на станцию Мыс Чуркин ДВост. ж.д. по отправкам N N ЭД556483, ЭД857915, ЭГ935784, ЭД625707, ЭД625814 отправлены вагоны с грузом, срок доставки которых определен до 05.01.2010, 06.01.2010.
Согласно дорожным ведомостям N N ЭД556483, ЭД857915, ЭГ935784, ЭД625707, ЭД625814 вагоны прибыли на станцию назначения 09.01.2010.
В период с 04.01.2010 по 09.01.2010 на промежуточной станции Спасск-Дальний ДВост. ж.д. в ожидании приема станцией назначения Мыс Чуркин ДВост. ж.д. вагоны с грузом были "брошены" по причине неприема груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Спасск-Дальний ДВост. ж.д. составлены акты общей формы от 04.01.2010 N N 4/603054, 4/603061, 4/603078, 4/603062, 4/603060.
На станции назначения Мыс Чуркин ДВост. ж.д. по данному факту составлен акт общей формы от 24.01.2010 N 600006 и накопительная ведомость N 240101.
Основанием для "бросания" и "поднятия" поезда послужили приказы от 04.01.2010 N 159, от 09.01.2010 N 160/4, на основании которых уведомлениями от 04.01.2010 N 011, от 10.01.2010 N 039 перевозчик известил перевозчика о задержке поезда в пути следования и об отправлении этого поезда в адрес порта соответственно.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ОАО "Владморрыбпорт" плату за пользование вагонами в размере 53 959 руб. 04 коп., выставив для оплаты счет от 03.06.2010 N 408, неоплата которого послужила основанием для обращения дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Спасск-Дальний ДВост. ж.д. представлены акты общей формы от 04.01.2010 N N 4/603054, 4/603061, 4/603078, 4/603062, 4/603060, составленные перевозчиком на соответствующей станции. В этих актах причиной их составления указано на неприем груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки, на приказы перевозчика о "бросании" поезда, его "поднятии".
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Арбитражные суды, руководствуясь указанными выше нормами права, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы на "бросание" и "поднятие" поезда, уведомления о задержке поезда в пути следования, об отправлении поезда в адрес порта, перечень памяток, накопительная ведомость) в их совокупности и взаимосвязи, признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт задержки вагонов на промежуточной станции Спасск-Дальний ДВост. ж.д. в спорный период по вине ОАО "Владморрыбпорт", установив причину простоя спорных вагонов на промежуточной станции - неприем вагонов станцией назначения Мыс Чуркин ДВост. ж.д. вследствие занятости станционных путей спорными вагонами, поступившими в адрес порта, не принимающего под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "Владморрыбпорт" платы за пользование вагонами в размере 53 959 руб. 04 коп.
При этом суды указали на нарушение ответчиком технологических сроков обработки вагонов за период с 04.01.2010 по 09.01.2010, приняв во внимание перечень памяток приемосдатчика и приложенные к нему памятки приемосдатчика.
Доказательств наличия предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ обстоятельств, освобождающих ответчика от внесения платы за пользование вагонами, не представлено.
Апелляционный суд отклонил довод ответчика, аналогичный доводу кассационной жалобы, о необходимости фиксирования в актах общей формы факта отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения со ссылкой на пункт 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, указав на то, что данная норма регламентируют общий порядок составления этих актов, а также условия и порядок их составления для удостоверения соответствующих обстоятельств.
Довод порта, аналогичный доводу кассационной жалобы, о нарушении перевозчиком срока уведомления грузополучателя о задержке вагонов в пути следования, апелляционный суд отклонил как противоречащий материалам дела.
Выводы судебных инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются кассационной инстанцией как фактически направленные на переоценку установленных судами обстоятельств, что в кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ недопустимо.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по делу N А51-18412/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.