г. Хабаровск
15 августа 2011 г. |
N Ф03-3685/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.К. Кургузовой
Судей: Е.П. Филимоновой, Н.В. Меркуловой
при участии
от заявителя: Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" - Быстролётов А.М., представитель по доверенности от 01.02.2011 N 2/11;
от муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника N 9" города Владивостока - представитель не явился;
от третьего лица: администрации г. Владивостока - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011
по делу N А51-266/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Саломай В.В., в суде апелляционной инстанции судьи Сидорович Е.Л., Алферова Н.В., Грачёв Г.М.
По заявлению Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"
к муниципальному учреждению здравоохранения "Поликлиника N 9" города Владивостока
третье лицо: администрация г. Владивостока
о взыскании 443 147,02 руб.
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (адрес - 690091, Приморский край, Владивосток г, Пологая ул, 21, ОГРН 1022502260648) (далее - фонд медицинского страхования) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника N 9" города Владивостока (адрес - 690069, Приморский край, Владивосток г, Давыдова ул, 3, ОГРН 1022502125095) (далее - учреждение здравоохранения) 443 147,02 руб., выделенных на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 и использованных не по целевому назначению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Владивостока (далее - администрация).
Решением суда от 15.03.2011 заявление фонда медицинского страхования удовлетворено, так как суд пришел к выводу о том, что факт нецелевого использования денежных средств в спорной сумме подтверждается материалами дела.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 решение суда первой инстанции отменено, заявителю в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оплата учреждением здравоохранения за счет субвенций дополнительных расходов, связанных с увеличением размера средней заработной платы медицинского работника при оплате ежегодного отпуска за счет включения в расчет ежемесячных выплат участковым врачам и медицинским сестрам и единого социального налога, не является нецелевым использованием субвенций.
В кассационной жалобе фонд медицинского страхования просит постановление апелляционного суда отменить с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, являются ошибочными выводы апелляционного суда о целевом использовании денежных средств на доплату при исчислении средней заработной платы при выплате отпускных или нахождении на обучении.
Учреждение здравоохранения и администрация извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами обеих инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит постановление апелляционного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, Типовая форма договора о выполнении учреждением здравоохранения государственного задания и Методика распределения субвенций из фонда компенсаций Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Аналогичные программы утверждены на 2007 - 2008 годы.
В соответствии с данным Постановлением Правительства РФ между фондом медицинского страхования и учреждением здравоохранения заключен договор от 16.01.2006 N 18, на основании которого учреждением заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам с участковыми врачами-педиатрами, медсестрами участковых врачей-педиатров, в которых предусмотрена за выполнение дополнительного объема работы, определенного дополнительным соглашением, ежемесячная оплата работникам надбавки стимулирующего характера к заработной плате в размере 10 000 и 5 000 рублей на основании пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Впоследствии учреждение произвело дополнительные выплаты работникам участковой медицинской службы за счет средств субвенций.
В ходе проверки соблюдения учреждением целевого использования средств субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи за период с 01.06.2006 по 01.10.2008 установлено нецелевое использование учреждением денежных средств в 2006 году, поскольку в составе субвенций, перечисленных учреждению фондом, средства на возмещение расходов учреждения на такие выплаты не предусматривались.
По результатам проверки составлен акт от 05.12.2008 N 77. Из акта усматривается, что ответчик не по целевому назначению использовал 443 147,02 руб., в том числе: средняя зарплата при начислении отпускных медицинским работникам участковых служб на общую сумму 353 169,79 руб., излишне перечисленный единый социальный налог в сумме 89 977,23 руб.
Предписанием от 22.01.2008 N 74 учреждению здравоохранения предложено устранить нарушения, выявленные в ходе проверки, неисполнение которого послужило основанием для обращения фонда медицинского страхования в арбитражный суд с заявлением о взыскании 443 147,02 руб.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нецелевом использовании спорной суммы дополнительных расходов за счет субвенций.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд нецелевого использования субвенций не установил.
Данный вывод апелляционного суда является ошибочным.
Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
В соответствии со статьей 147 БК РФ расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона N 171-ФЗ субвенции, выделенные территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, должны направляться на осуществление денежных выплат медицинским работникам: 10 000 руб. в месяц - для врача терапевта участкового, врача педиатра-участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5 000 руб. в месяц - для медицинской сестры, участкового врача терапевта, медицинской сестры, участкового врача педиатра, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному Фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели (пункт 10 статьи 9 этого же Закона).
Пунктом 3 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, также предусмотрено, что средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на денежные выплаты медицинским работникам с учетом коэффициентов, средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Приведенный перечень является исчерпывающим и не включает в себя произведенные ответчиком расходы за счет средств Фонда медицинского страхования Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции, установив факт нецелевого расходования ответчиком субвенций в размере 528 415 руб. 34 коп., обоснованно удовлетворил требования фонда медицинского страхования, в связи с чем у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены решения суда и отказа во взыскании с учреждения здравоохранения вышеуказанной суммы денежных средств.
На основании статьи 110 АПК РФ с учреждения здравоохранения в пользу фонда медицинского страхования подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлине в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 по делу N А51-266/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить, решение Арбитражного суда Приморского края от 17.03.2011 года по указанному делу оставить в силе.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника N 9" города Владивостока в пользу государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, в сумме 1000 руб.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Поворот исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 в части взыскания с государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" в пользу муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника N 9" судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 2 000 руб. произвести Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Е.П. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.