г. Хабаровск
23 августа 2011 г. |
N Ф03-3606/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии:
от истца: Берёза Д.Н. - адвокат, доверенность от 20.11.2011 б/н
от ответчика: Хаустова Т.И. - главный специалист, доверенность от 11.01.2011 N 01; Сухорукова О.И. - представитель, доверенность от 11.01.2011 N 03
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Артемовского городского округа
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011
по делу N А51-153/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В.Голоузова, в суде апелляционной инстанции судьи Е.Л.Сидорович, Т.А.Солохина, Г.М.Грачев
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесной квартал"
к
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии из бюджета Артемовского ГО на возмещение заявителю недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г. Артеме в сумме 68 804 440 руб. 05 коп., об обязании предоставить субсидию
Общество с ограниченной ответственностью "Лесной квартал" (далее по тексту - "заявитель", "общество"; ОГРН 1062539003691, адрес места нахождения: 690105, Приморский край, г.Владивосток, ул.Русская, 41А, 4А) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ) о признании незаконным отказа администрации Артемовского городского округа (ОГРН 1022500538444, адрес места нахождения: 692760, Приморский край, г. Артем, ул. Кирова, 48) в возмещении недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений по адресу: г.Артем, ул.Ульяновская, д. 9/1, 11/1 , 11/2 в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, изложенный в письме от 01.11.2010 N 19-950 за подписью и.о. главы Артемовского городского округа, и об обязании предоставить договор о предоставлении субсидии из бюджета Артемовского городского округа на возмещение обществу недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г.Артеме Приморского края по ул.Ульяновской в домах NN 9/1, 11/1, 11/2 в сумме 68 804 440,5 руб.
Решением суда от 06.04.2011 в удовлетворении требований общества отказано со ссылкой на нарушение истцом порядка получения субсидии.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 решение от 06.04.2011 отменено, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Принимая его, суд апелляционной инстанции признал порядок получения субсидии в связи исполнением обществом государственного контракта по переселению граждан из аварийного жилого фонда соблюденным.
Законность постановления от 25.05.2011 проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе администрации Артемовского городского округа, считающей его незаконным.
По мнению администрации, суд апелляционной инстанции ошибочно не учел ряд обстоятельств, которые свидетельствуют об отсутствии у нее обязательств по финансированию мероприятий в рамках Адресной программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год.
Также администрация сослалась на неправильное указание судом срока предоставления договора и взыскание госпошлины в нарушение статьи 110 АПК РФ и Налогового кодекса РФ.
ООО "Лесной Квартал" доводы кассационной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу безосновательной.
Как установлено судом из материалов дела, постановлением администрации Приморского края от 02 марта 2009 г. N 50-па была утверждена Адресная программа Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009-2010 годы.
Пунктом 6.5 Программы предусмотрено, что приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда планируется осуществлять путем запроса котировок цен в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом цена государственного контракта будет формироваться исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, утвержденной Минрегионом России.
На основании распоряжения администрации Приморского края N 263-ра от 01.06.2009 "О мерах по созданию благоприятных условий деятельности организаций-застройщиков на рынке жилья Приморского края в 2009 году" администрацией Артемовского городского округа было принято решение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования с целью возмещения организациям-застройщикам недополученных доходов, возникших в связи с исполнением государственного контракта, заключенного в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, из расчета разницы средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, установленной Минрегионом на первый квартал 2009 года, и фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, предоставленной Примкомстатом, общего объема площади приобретаемых жилых помещений по государственному контракту.
Порядок предоставления субсидий из бюджета Артемовского городского округа на возмещение организациям-застройщикам недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости стимулирования рынка жилья на 2009 год (далее по тексту "Порядок") был установлен постановлением Администрации от 01.04.2010 N 448-па.
Статьей 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим с Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края государственные контракты на приобретение помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Артемовского городского округа.
Условия предоставления субсидии определены статьей 4 Порядка: заключение организацией-застройщиком государственного контракта с Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Артемовского городского округа, для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда; исполнение государственного контракта в полном объеме; передача в муниципальную собственность Артемовского городского округа жилых помещений, приобретенных по государственному контракту, подтвержденной свидетельством о праве собственности.
Как следует из материалов дела, между обществом и Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края были заключены государственные контракты N 4 от 26.06.2009, N 8 от 17.08.2009, N 9 от 30.11.2009 на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: г.Артем, ул.Ульяновская, д.9/1, 11/1, 11/2 для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Данные контракты были исполнены, построенные квартиры 29 декабря 2009 г. были переданы обществом Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края по актам приема-передачи. На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Приморского края от 28.12.2009 г. N 584-р квартиры были переданы в муниципальную собственность Артемовского городского округа. При этом, цена одного квадратного метра площади квартир по контрактам N 4 от 26.06.2009, N 8 от 17.08.2009 составила 31 800 руб., по контракту N 9 от 30.11.2009 - 30 000 руб., что ниже фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае.
В ответ на предоставление обществом расчета размера субсидий и заключения договора гарантирующего софинансирования государственных контрактов N N 4,8,9 Администрация (письмо N 19-950 от 01.11.2010) сообщила ему о выявлении ряда дефектов, допущенных в ходе выполнения строительных работ в жилых домах 9/1, 11/1, 11/2 по ул.Ульяновская, г.Артема, в связи с чем была направлена претензия об их устранении. Обществу предложено согласовать график субсидирования недополученных доходов после удовлетворения требований, указных в претензии.
Расценив данное сообщение как отказ, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество предъявило настоящие требования.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований, исходил из того, что заявителем в Администрацию не представлялся полный пакет документов, предусмотренный пунктом 5.3 Порядка, на что указывала свидетель Сидорова И.А. (начальник управления бухгалтерского учета и выплат администрации).
Между тем, учитывая противоправность показаний свидетеля Сидоровой И.А. и пояснений представителя общества Бойко В.Я., лично представлявшего документы, суд апелляционной инстанции признал неправомерным основывать вывод об отсутствии данных документов только на показаниях этих лиц.
Проанализировав и оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ переписку сторон, суд апелляционной инстанции установил, что общество неоднократно обращалось в администрацию Артемовского ГО с вопросом о предоставлении субсидий, и она не указывала на невозможность рассмотрения данного обращения по причине непредставления полного пакета документов.
В частности, отказывая обществу письмом N 19-950 от 01.11.2010, ответчик сослался на наличие недостатков строительных работ.
Пунктом 5.4 Порядка предусмотрено, что Управление бухгалтерского учета и выплат Администрации в течение 12 рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка, проверяет расчет, согласовывает и направляет его в отдел учета и распределения жилья Администрации или возвращает его организации-застройщику с указанием причин возврата. Договор о предоставлении субсидии предоставляется организациям-застройщикам отделом учета и распределения жилья Администрации в течение 20 календарных дней со дня согласования расчета (пункт 5.5).
Однако указанный порядок, по утверждению суда апелляционной инстанции, администрацией не соблюдался.
Кроме того, одним из условий предоставления субсидий является исполнение государственного контракта в полном объеме. Заказчиком по государственным контрактам N 4 от 26.06.2009, N 8 от 17.08.2009 выступает Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края. Многоквартирные жилые дома по адресу: г.Артем, ул.Ульяновская, д.9/1, 11/1, 11/2 были введены в эксплуатацию и переданы обществом департаменту 29 декабря 2009 г. по актам приема-передачи, претензий по качеству выполненных работ от заказчика не поступало, что свидетельствует об исполнении контракта.
Факт исполнения государственных контрактов также подтверждается последующей передачей квартир в муниципальную собственность Артемовского городского округа.
Выявленные впоследствие недостатки строительных работ не могут являться основанием отказа в возмещении застройщику недополученных доходов, а должны разрешаться в порядке гражданского законодательства, что также предусмотрено п.8.1 государственных контрактов.
Поскольку отказ администрации Артемовского ГО в возмещении обществу недополученных доходов во исполнение положений адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009-2010 годы и Порядка, утвержденного постановлением администрации Артемовского ГО от 01.04.2010 N 448-па, признан судом апелляционной инстанции незаконным и нарушающим его права на получение соответствующих субсидий, то требования заявителя удовлетворены этим судом правомерно на основании части 2 статьи 201 АПК РФ.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Администрации Артемовского городского округа расходных обязательств по финансированию мероприятий по переселению граждан из аварийного фонда основаны на неверном толковании в совокупности положений вышеуказанной Адресной программы Приморского края, распоряжения администрации Приморского края N 263-ра от 01.06.2009, распоряжения Департамента имущественных отношений Приморского края от 28.12.2009 N 584-р и противоречит Порядку, утвержденному постановлением администрации Артемовского ГО от 01.04.2010 N 448-па.
Более того, как в период досудебных отношений сторон, так и в течение рассмотрения дела в судах обеих инстанций таких доводов администрацией не выдвигалось.
Также не подтверждается материалами дела ссылка заявителя кассационной жалобы на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права.
Указание этим судом в резолютивной части постановления двухнедельного срока на предоставление договора о предоставлении субсидий из муниципального бюджета произведено судом в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
То обстоятельство, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, не влияет на порядок распределения между сторонами судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Таким образом, постановление от 25.05.2011 следует признать соответствующим закону и обстоятельствам дела, поэтому изменению, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 по делу N А51-153/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебного акта отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.