г. Хабаровск
22 августа 2011 г. |
N Ф03-3039/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии:
от Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю: Бородихина Н.П., представитель по доверенности от 29.03.2010 N 20-11-29/66
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 30.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011
по делу N А51-19169/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Т.В.Нинюк; в суде апелляционной инстанции - судьи К.П.Засорин, С.В.Шевченко, И.С.Чижиков
По иску общества с ограниченной ответственностью "Партизанское АТП"
к Приморскому краю в лице администрации Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краютретьи лица: администрация Партизанского городского округа, Департамент финансов Приморского края
о взыскании 1 184 754 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Партизанское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1022500800486; место нахождения: 692864, Приморский край, г.Партизанск, ул.Кашина, 60) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании задолженности на возмещение расходов на перевозку льготных категорий пассажиров в автобусах городского и пригородного сообщения с 01.01.2007 по 31.12.2007, в том числе 603 765 руб. - с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; место нахождения: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9, стр.1), 580 989 руб. - с Приморского края в лице администрации Приморского края за счет казны Приморского края (ОГРН 1022502275168; место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22).
Решением арбитражного суда от 30.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 603 765 руб. расходов по перевозке пассажиров, включенных в федеральный регистр в 2007 году. С Приморского края в
лице администрации Приморского края за счет казны Приморского края в пользу истца взыскано 580 989 руб. расходов по перевозке пассажиров, включенных в краевой регистр в 2007 году.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю, которое просит их отменить в части взыскания денежных средств с Российской Федерации в лице Минфина РФ.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что Министерство финансов Российской Федерации не может нести ответственность за неисполнение обязательств, поскольку не является стороной по договору и участником правоотношений с истцом. Обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты РФ.
Указывает на то, что истцом не представлены первичные платежные документы по каждому лицу, которому предоставлены льготы, а также на пропуск истцом срока исковой давности
Судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции проведено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "Партизанское АТП" во исполнение договора от 29.12.2006 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по пригородным маршрутам в режиме транспорта общего пользования на территории Партизанского городского округа, заключенного с администрацией Партизанского городского округа, и на основании постановления администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" при расчете за оказанные услуги по перевозке граждан учитывало скидку в размере 50% от действующих тарифов по оплате проезда льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и краевой регистры.
Администрацией Партизанского городского округа в 2007 году перечислено на счет истца 281 768 руб., выделенных из краевого бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, что подтверждается платежными поручениями и не оспаривается сторонами.
Сумма невозмещенных истцу расходов составила 1 184 754 руб., в том числе 603 765 руб. по федеральному регистру, 580 989 руб. по краевому регистру.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в части взыскания с Приморского края в лице администрации Приморского края за счет казны Приморского края расходов на перевозку граждан, включенных в краевой регистр, в размере 580 989 руб., суд первой инстанции на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств пришел к выводу об обоснованности отнесения финансирования вышеназванных льгот к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Приморского края. Судебный акт в данной части не обжалуется.
При рассмотрении настоящего спора в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации расходов в связи с предоставлением льгот лицам, включенным в федеральный регистр, суды обеих инстанций исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов на обеспечение равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, включенных в федеральный регистр.
В связи с чем финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению N 21 к Закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2007 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Согласно приложению N 21 к Федеральному Закону "О федеральном бюджете на 2007 год" Приморскому краю на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрены субвенции в размере 41 194,8 тыс. руб. Факт использования Приморским краем субвенций в полном объеме подтвержден Законом Приморского края от 14.07.2008 N 285-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2007 год".
Арбитражными судами установлено, что объем средств, перечисленных из федерального бюджета, не покрыл расходы истца по предоставлению льгот, в связи с чем расходы на перевозку граждан, включенных в федеральный регистр, в сумме 603 765 руб. правомерно взысканы с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу истца за счет казны Российской Федерации.
Взыскание указанных расходов за счет казны Российской Федерации соответствует положениям пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", согласно которому ответчиком по делам о возмещении убытков, связанных с предоставлением хозяйствующими субъектами льготных услуг, выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Доводы заявителя жалобы аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которым апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, заявителем в кассационной жалобе не приводится.
Нарушений либо неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 30.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по делу N А51-19169/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.