г. Хабаровск
23 августа 2011 г. |
N Ф03-3090/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии:
от ООО "Исток-М": Кукин В.Б., представитель по доверенности от 21.02.2011 б/н; Куликов С.Г., представитель по доверенности от 14.07.2011;
от Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю: Бородихина Н.П., представитель по доверенности от 29.03.2010 N 20-11-29/66
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, Департамента финансов Приморского края
на решение от 21.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011
по делу N А51-14059/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья В.В.Овчинников; в суде апелляционной инстанции - судьи Т.А.Аппакова, Н.А.Скрипка, С.Б.Култышев
По иску общества с ограниченной ответственностью "Исток-М"
к Департаменту социальной защиты населения Приморского края, Приморскому краю в лице Департамента финансов Приморского края, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации третье лицо: Департамент промышленности и транспорта Приморского края
о взыскании 1 110 481 руб. 96 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Исток-М" (ОГРН 1022500863329; место нахождения: 692500, Приморский край, г.Уссурийск, ул.Воровского, 159, 25) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения Приморского края (ОГРН 1022502287774; место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Морская 1-я, 2) о взыскании 1 110 481 руб. 96 коп. убытков в виде расходов на перевозку льготных категорий пассажиров в автобусах городского и пригородного сообщения за второе полугодие 2008 года.
Определением от 06.10.2010 в качестве соответчиков привлечены Приморский край в лице Департамента финансов Приморского края (ОГРН 1022502269360; место нахождения: 690110, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 22) и Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ (ОГРН 1037739085636; место нахождения: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9, стр.1).
Решением арбитражного суда от 21.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскано 658 538 руб. 52 коп. убытков, с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в пользу истца взыскано 451 943 руб. 44 коп. убытков. В иске к Департаменту социальной защиты населения Приморского края отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационных жалоб Министерства финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю и Департамента финансов Приморского края.
В обоснование кассационной жалобы Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю приводит доводы о том, что Министерство финансов РФ не может нести ответственность за неисполнение обязательств, поскольку не является стороной по договору и участником правоотношений с истцом. Обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты РФ. При этом предоставление финансовой помощи в форме межбюджетных трансфертов не сопряжено с переходом расходного обязательства от субъекта РФ или муниципального образования к Российской Федерации. Указывает на то, что истцом не представлены первичные платежные документы по каждому лицу, которому предоставлены льготы.
Департамент финансов Приморского края в кассационной жалобе ссылается на отсутствие у суда правовых оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны Приморского края, поскольку истец без разрешительных документов осуществлял перевозки по спорным маршрутам, которые являются межмуниципальными пригородного сообщения, а не муниципальными. Считает недоказанным размер понесенных расходов, а также надлежащим ответчиком по делу - Департамент социальной защиты населения Приморского края как главный распорядитель средств краевого бюджета.
Судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции проведено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ООО "Исток-М" во исполнение договора от 06.06.2008 N 28, заключенного с Департаментом социальной защиты населения Приморского края, и на основании постановления администрации Приморского края от 28.01.2005 N 20-па "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки населению Приморского края" в 3 и 4 кварталах 2008 года предоставлена 50 % скидка по оплате проезда льготникам на сумму 2 449 679 руб. 14 коп. по проезду 398 660 льготников, включенных в федеральный регистр и 1 654 977 руб. 44 коп. по проезду 287 902 льготников, включенных в краевой регистр.
В 2008 году истцу частично были возмещены расходы, что подтверждается платежными поручениями.
Сумма невозмещенных истцу расходов составила 451 943,44 руб. за перевозку льготников, включенных в краевой регистр, 658 538,52 руб. за перевозку льготников, включенных в федеральный регистр.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в сумме 658 538 руб. 52 коп. убытков, с Приморского края в лице Департамента финансов Приморского края за счет казны Приморского края в сумме 451 943 руб. 44 коп. убытков, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Оценив расходные обязательства бюджетов федерального и краевого уровней, суд правомерно руководствовался Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому оказание мер социальной поддержки предусмотрено как за счет средств Российской Федерации, так и за счет региональных программ субъектов Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение социальной помощи возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации путем составления краевого и федерального регистров.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В силу статьи 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год" бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлены субвенции на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для населения.
В соответствии с Приложением 7 Закона Приморского края от 25.12.2007 N 198-ФЗ "О краевом бюджете на 2008 год" средства на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Приморского края для отдельных категорий граждан из федерального бюджета предусмотрены в сумме 44 295 700 руб., за счет краевого бюджета 16 394 360 руб., муниципальным образованиям Приморского края в виде субвенций 140 019 030 руб. Факт использования субвенций в полном объеме подтвержден Законом Приморского края от 29.06.2009 N 442-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2008 год".
Арбитражными судами установлено, что объем переданных из федерального и краевого бюджетов средств, не покрыл расходы истца по предоставлению льгот.
Исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что они подтверждают факт понесенных истцом убытков, которые правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в сумме 658 538 руб. 52 коп., и за счет казны Приморского края - в сумме 451 943 руб. 44 коп.
Все доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и апелляционного суда, и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений либо неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 21.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2011 по делу N А51-14059/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебных актов отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.