г. Хабаровск
24 августа 2011 г. |
N Ф03-3865/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.П.Филимоновой
при участии
от открытого акционерного общества "Русь-Банк" - Суханова Н.В., представитель по доверенности от 18.07.2011 N 28;
от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе - Ваксман Л.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 01;
от Территориального отдела регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе по Хабаровскому краю - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Русь-Банк"
на решение от 03.03.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011
по делу N А73-14486/2010 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Д.В. Леонов;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, А.И. Михайлова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению открытого акционерного общества "Русь-Банк"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе, Территориальному отделу
регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе по Хабаровскому краю
о признании недействительным предписания от 22.11.2010 N 20-10-Ма-08/4124
открытое акционерное общество "Русь-Банк" (ОГРН 1027739004809, г. Москва, ул. Мясницкая, 43, стр. 2) (далее - общество, банк, ОАО "Русь-Банк") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе по Хабаровскому краю (далее - РО ФСФР России в ДВО, региональное отделение), Территориальному отделу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе по Хабаровскому краю (далее - ТО РО ФСФР России в ДВО в Хабаровском крае, территориальный отдел) о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 22.11.2010 N 20-10-Ма-08/4124.
Заявленное требование обоснованно пунктом 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение N 203), пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ) и мотивированно нарушением оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя, поскольку требует проведение необязательного обучения сотрудников банка.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.03.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просило принятые по делу судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, в каждом филиале по согласованию с ответственным сотрудником, в службе финансового мониторинга головного офиса по представлению ответственного сотрудника приказами назначены уполномоченные сотрудники, на которых возложены обязанности по координации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). Данные лица не являются специальными должностными лицами, ответственными за соблюдение Правил внутреннего контроля в банке и реализацию программ осуществления внутреннего контроля, следовательно, не обязаны проходить целевой инструктаж при приеме на работу.
В заседании суда кассационной инстанции представитель банка доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, представитель РО ФСФР России в ДВО, ссылаясь на их несостоятельность, просил судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
ТО РО ФСФР России в ДВО в Хабаровском крае извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, на основании приказа руководителя РО ФСФР России в ДВО от 06.08.2010 N 20-10-539/пз-и, пункта 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в период с 23.08.2010 по 20.10.2010 проведена проверка соблюдения Хабаровским филиалом ОАО "Русь-Банк" требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также требований законодательства о ПОД/ФТ.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.10.2010 N 20-10-93/А дсп, согласно которому выявлены нарушения обществом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В частности проверяющими установлено, что Антипова Н.В., назначенная в соответствии с приказом "О назначении уполномоченного сотрудника по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" от 19.10.2010 N 67-34.001-06, уполномоченным сотрудником Хабаровского филиала ОАО "Русь-Банк" по осуществлению обязанностей по организации и обеспечению мероприятий ПОД/ФТ, не прошла обучение в форме целевого инструктажа перед началом исполнения своих обязанностей.
22.11.2010 РО ФСФР России в ДВО в отношении ОАО "Русь-Банк" вынесено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации N 20-10-Ма-08/4124, в соответствии с которым обществу предписано в тридцатидневный срок с даты получения предписания устранить нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:
- обеспечить прохождение обучения в форме целевого инструктажа должностного лица Хабаровского филиала ОАО "Русь-Банк", уполномоченного осуществлять обязанности по организации и обеспечению выполнения мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма;
- представить в Территориальный отдел РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае отчет о выполнении предписания и принятых мерах по устранению указанных нарушений в рабочий день, следующий за днем исполнения предписания.
Полагая, что указанное представление административного органа является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что предписание РО ФСФР России в ДВО об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации от 22.11.2010N 20-10-Ма-08/4124 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ОАО "Русь-Банк".
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком
Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Квалификационные требования, предъявляемые к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Пунктом 3 Постановления N 715 определено, что требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В силу пункта 1 Положения N 203, подготовка и обучение кадров профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся кредитными организациями, осуществляется в соответствии с
требованиями, установленными Банком России по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу, и с учетом особенностей, установленных пунктами 5, 9, 10, 11, 12, 13 Положения N 203.
Согласно пункту 2 Положения N 203 перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма утверждается руководителем организации.
В перечень лиц, которые должны проходить обучение, в организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, являющейся кредитной организацией, включается специальное должностное лицо (подпункту "г" пункта 5 Положения N 203).
В соответствии с пунктом 10 указанного Положения, обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
Суды обеих инстанций на основании правильной оценки всех имеющихся в материалах дела доказательствах, осуществленной в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, в частности: копии приказа от 19.10.2010 N 67-34.001-06, изданного исполняющим обязанности управляющего Хабаровским филиалом ОАО "Русь-Банк" Вайшутис Е.В., о назначении с 19.10.2010 руководителя группы финансового мониторинга Хабаровского филиала Антиповой Надежды Валерьевны уполномоченным сотрудником по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; приказа Хабаровского филиала ОАО "Русь-Банк" от 19.10.2010 N 67-34.001-06; сведений, содержащихся в журнале результатов инструктажа и контрольного тестирования по ПОД/ФТ, Хабаровского филиала, установив факт не прохождения Антиповой Н.В. обучения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ни в одной из форм, установленных пунктом 6 Положения N 203, обоснованно пришли к выводу о законности выданного РО ФСФР России в ДВО предписания.
Довод кассационной жалобы о том, что Антипова Н.В. не является специальным должностным лицом, поскольку является уполномоченным сотрудником, на которого были возложены обязанности по координации противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подлежит отклонению,
поскольку в соответствии с приказом от 19.10.2010 N 67-34.001-06 ей вменены специальные функции, связанные с соблюдением правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, содержание которых не меняется от того, где эти функции исполняются - в самом юридическом лице либо в его филиале.
Доказательства невозможности принятия всех исчерпывающих мер для своевременного прохождения специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ их осуществления, целевого инструктажа материалы дела не содержат.
Таким образом, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.03.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2011 по делу N А73-14486/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.