г. Хабаровск
30 августа 2011 г. |
N Ф03-3808/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2011 года Полный текст постановления изготовлен 30 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области
на решение от 18.02.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011
по делу N А37-1846/2010
Арбитражного суда Магаданской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья В.В.Головченко; в суде апелляционной инстанции - судьи Л.Г.Малышева, М.О.Волкова, А.А.Тихоненко
По иску открытого акционерного общества "Колымаэнерго"
к Департаменту финансов администрации Магаданской области, Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 161 650 руб. 26 коп.
Открытое акционерное общество "Колымаэнерго" (далее - ОАО "Колымаэнерго"; ОГРН 1024900959467, место нахождения: 685030, Магаданская область, г.Магадан, ул.Пролетарская, 84, 2) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском о взыскании с Департамента финансов администрации Магаданской области (ОГРН 1054900016786, место нахождения: 685000, Магаданская область, г.Магадан, ул.Горького, 6), Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России; ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9) убытков в размере 161 650 руб. 26 коп., понесенных в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, по оплате коммунальных услуг.
Решением суда от 18.02.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011, исковые требований удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина России. В удовлетворении исковых требований к Департаменту отказано.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина России в лице УФК по Магаданской области, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие в материалах дела доказательств обращения истца в органы власти Магаданской области и субъекта Российской Федерации (Магаданской области) в Минфин России в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377. Считает, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки работникам образовательных учреждений, осуществляется за счет средств областного бюджета. Указывает, что Российская Федерация выполнила свои обязательства по выделению денежных средств на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Магаданской области.
От Департамента финансов администрации Магаданской области поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он отклонил доводы жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а также ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьёй 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решениями мировых судей Ягоднинского района Магаданской области, г. Магадана, Магаданского городского суда, принятых в период с 22.12.2009 по 03.09.2010, с ОАО "Колымаэнерго" в пользу педагогических работников, проживающих в поселках Уптар и Синегорье Магаданской области, взысканы излишне уплаченные педагогическими работниками денежные средства на оплату электроэнергии в 2009 году в сумме 161 650,26 руб.
Указанная сумма перечислена истцом в полном объеме, что подтверждено расходными кассовыми ордерами, платежными поручениями.
Таким образом, истец, полагая, что в результате произведенных по решениям судов выплат, он понес убытки, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно Федеральному закону от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
При рассмотрении спора арбитражные суды правомерно, руководствуясь вышеназванными законами, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, исходили из того, что финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2005) расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Между тем, как правильно указано судами обеих инстанций, статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, решение вопроса о финансировании расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 БК РФ, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, судами установлено, что в спорный период средства на финансирование педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в бюджет Магаданской области из федерального бюджета не передавались.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Российской Федерации - Магаданскую область финансовыми средствами в полном объеме, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в сумме 161 650 руб. 26 коп. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Довод Минфина России о том, что им выполнены обязательства в полном объеме, подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом исследования в судах обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не подлежащая пересмотру в силу части 2 статьи 287 АПК РФ судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 18.02.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу N А37-1846/2010 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.