г. Хабаровск
29 августа 2011 г. |
N Ф03-3855/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Е.В.Шлапак, ведущий юрисконсульт, доверенность от 19.11.2010 N 683
от открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт": С.В.Костин, представитель, доверенность от 22.04.2011 N 63
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 05.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011
по делу N А51-19152/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Ю.А.Тимофеева, в суде апелляционной инстанции судьи С.В.Шевченко, И.С.Чижиков, К.П.Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 665 967 руб. 46 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", порт; ОГРН 1022502259625, место нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 665 967 руб. 46 коп.
Решением арбитражного суда от 05.04.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение арбитражного суда от 05.04.2011 и постановление апелляционного суда от 24.05.2011 отменить как принятые с неправильным применением норм материального права при неполном выяснении судами обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель со ссылкой на статью 73 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) указывает на то, что грузополучателем по настоящему спору является ОАО "ВМТП". Считает, что вина порта в простое вагонов подтверждается реестром памяток приемосдатчика с приложением соответствующих памяток, из содержания которых следует, что ответчик допускал нарушение технологических сроков оборота вагонов, установленных договором. Указывает на то, что согласно перечню памяток фронты выгрузки в спорный период были заняты и ответчик допускал нарушение технологических сроков оборота вагонов, установленных договором. Считает ошибочным вывод судов о недоказанности истцом невозможности принятия спорных вагонов станцией назначения Владивосток.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ВМТП" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ, представители ОАО "ВМТП" и ОАО "РЖД" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВМТП" (пользователь) заключен договор от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего стрелочными переводами NN 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
Установлено, что в период с 09.12.2009 по 24.01.2010 на промежуточной станции Дальнереченск-1 в ожидании приема станцией назначения - Владивосток простаивали вагоны с грузом, отправленные в адрес грузополучателя по железнодорожным накладным N N ЭГ 844988, ЭГ 837908, ЭГ 837760, ЭГ 837323, ЭГ 837481, ЭГ 834815, ЭГ 835005, ЭГ 837690, ЭГ 83750, ЭГ 894517, ЭГ 894121, ЭГ 894379, ЭГ 894269, ЭГ 881627, ЭГ 859517, ЭГ 859454, ЭД 021158, АП 525218, АП 510229, АП 510802, АИ 172268, АМ 011836, АП 510232, АЛ 531446, ЭД 015019, АЛ 521126, АЛ 521128, ЭД 054438, ЭД 059041, ЭД 051359, ЭД 057215, ЭД 053464, АП 529008, срок доставки груза определен до 11.12.2009, 12.12.2009, 13.12.2009, 14.12.2009, 16.12.2009, 18.12.2009, 19.12.2009, 20.12.2009, 22.12.2009, 23.12.2009, 24.12.2009.
В обоснование факта задержки спорных вагонов на станции Дальнереченск-1 представлены следующие документы: акт общей формы от 09.12.2009 N 5/603491, составленный на станции Дальнереченск-1; акт общей формы от 25.12.09 N 600445, составленный на станции назначения Владивосток; приказы на "бросание" поезда N 2420 от 09.12.2009 N 411, его "поднятие" от 24.12.2009 N 412; уведомления о задержке и отправлении поезда в пути следования от 09.12.2009 N 618, от 24.12.2009 N 714.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ООО "ВМТП" плату за пользование вагонами в размере 665 967 руб. 46 коп, выставив для оплаты счет от 05.03.2010 N 127, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Дальнереченск-1 представлен акт общей формы от 09.12.2009 N 5/603491, составленный перевозчиком на соответствующей станции. В этом акте причиной его составления указано на неприем груза грузополучателем в виду занятости фронта выгрузки, на приказы перевозчика о "бросании" поезда, его "поднятии".
В соответствии с пунуктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Суды, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы на "бросание" поезда, его "поднятие", уведомления о задержке и отправлении поезда в пути следования) в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно не приняли их в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов на промежуточной станции Дальнереченск-1, ввиду отсутствия доказательств нарушения ОАО "ВМТП" технологических сроков обработки вагонов и в этой связи невозможности приема вагонов железнодорожной станцией назначения Владивосток по причинам, зависящим от грузополучателя.
Кроме того, как установлено судами, согласно акту общей формы от 09.12.2009 N 5/603491 вагоны, следующие в составе поезда N 2420 до станции Владивосток, задержаны на станции Дальнереченск-1 в связи с неприемом груза грузополучателем из-за занятости фронта выгрузки. В акте поименованы грузополучатели - ОАО "Трансконтейнер", ООО "КамчатТрансСервис", ООО "МакТрансфесМагадан", ЗАО "МакТрансфесСахалин", ООО "ФескоТранс", ООО "Мортэк", в накладных NN АП 525218, АП 510229, АП 510802, АИ 172268, АМ 011836, АП 510232, АЛ 531446, ЭД 015019, АЛ 521126, АЛ 521128, ЭД 054438, ЭД 059041, ЭД 051359, ЭД 057215, ЭД 053464, АП 529008 получателями груза являлись ОАО "Трансконтейнер", ООО "КамчатТрансСервис", ООО "МакТрансфесМагадан", ЗАО "МакТрансфесСахалин", ООО "ФескоТранс", ООО "Мортэк".
В этой связи с учетом вышеназванных норм права суды не приняли акт общей формы от 09.12.2009 N 5/603491 в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт задержки вагонов на промежуточной станции Дальнереченск-1 по вине ОАО "ВМТП", которая, в свою очередь, привела к нарушению сроков доставки груза.
С учетом изложенного, арбитражные суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами на основании статьи 39 УЖТ РФ в размере 665 967 руб. 46 коп.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2011 по делу N А51-19152/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.