г. Хабаровск
29 августа 2011 г. |
N Ф03-3548/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.В. Зимина
при участии
от открытого акционерного общества "Тепло-Энергетическая Компания" -представитель не явился; от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области - Криницкий М.В., председатель РЭК Сахалинской области по постановлению от 30.03.2001 N 138,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Тепло-Энергетическая Компания"
на определение Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011
по делу N А59-5543/2010 Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.Н. Джавашвили
по заявлению открытого акционерного общества "Тепло-Энергетическая Компания" к Региональной энергетической комиссии Сахалинской области о признании недействующим нормативного правового акта - постановления Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 14.10.2010 N 18 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "Тепло-Энергетическая Компания", а действия комиссии по принятию этого постановления незаконными
открытое акционерное общество "Тепло - Энергетическая Компания" (ОГРН 1096509000785, Сахалинская обл., Холмский район, ул. Портовая, 11) (далее - заявитель, предприятие, ОАО "ТЭК") обратилось в Арбитражный Сахалинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействующим пункта 1 постановления Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (ОГРН 1026500531177, г. Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 15) (далее - комиссия, РЭК Сахалинской области) от 14.10.2010 N 18 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "Тепло - Энергетическая Компания" как не соответствующий статьями 2, 3, 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.04.1995 N 41), пунктам 7, 16-19, 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Сахалинской области от 03.05.2011 производство по делу по заявлению ОАО "ТЭК" о признании недействующим нормативного правового акта - постановления РЭК Сахалинской области от 14.10.2010 N 18 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "ТЭК" прекращено.
ОАО "ТЭК" не согласившись с судебным актом арбитражного суда первой инстанции в части выводов о ненарушении оспариваемым постановлением от 14.10.2010 N 18 прав и законных интересов общества, а также о правомерном снижении удельного расхода условного топлива на выработку тепловой энергии, в результате изменения РЭК Сахалинской области размера температуры исходной воды и исключения из расходов затрат на "окисление на складе", обратилось в суд с кассационной жалобой. Кроме того, общество указало на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в несоблюдении положений статей 64, 68, пункта 3 статьи 71 АПК РФ, поскольку судом дана неправильная оценка заключению отдела технической экспертизы к расчетным материалам ОАО "ТЭК" на установление тарифов на тепловую и электрическую энергию на 2010 год.
В заседании суда кассационной инстанции представитель РЭК Сахалинской области, ссылаясь на несостоятельность изложенных в кассационной жалобе доводов, просил судебный акт оставить без изменения как законный и обоснованный.
ОАО "ТЭК" о времени и месте судебного разбирательства уведомлено своевременно и надлежащим образом, но своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права в обжалуемой части судебного акта, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27.08.2010 ОАО "ТЭК" обратилось в РЭК Сахалинской области с заявлением N 202 об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, вырабатываемую ТЭЦ, в размере 291, 7 коп. за 1 кВт. час (электрическая без НДС) и 2457, 86 руб. за 1 Гкал (без НДС). В подтверждение необходимости утверждения тарифов в заявленном размере общество представило соответствующие документы.
11.10.2010 комиссией проведен анализ расчетных материалов заявителя, по результатам которого подготовлены заключения отделов экономической и технической экспертизы. Согласно заключениям экономически обоснованный тариф на тепловую энергию определен в размере 1 589, 15 руб. за 1 Гкал. (без НДС), за электрическую - 137 коп. за 1 кВт. час (без НДС).
Указанные размеры тарифов на электрическую и тепловую энергию утверждены 14.10.2010 правлением РЭК Сахалинской области, о чем составлен протокол N 45, вынесено постановление N18, которое 26.10.2010 опубликовано в газете "Губернские ведомости" N 195 (3642).
Полагая, что названное постановление не соответствует статьям 2, 3, 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41, пунктам 7, 16-19, 29 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в
Российской Федерации, мотивировав требования необоснованным исключением РЭК Сахалинской области при определении расходов, включаемых в валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов на тепловую и электрическую энергию по методу экономически обоснованных расходов, затрат на оплату труда в результате снижения базовой месячной тарифной ставки до 2 967 руб., вместо заявленных 3 100 руб.; снижением расходов по арендной плате; непринятием доплаты за вредность при расчете расходов на оплату труда мастерам; а также неправомерным снижением удельного расхода условного топлива на выработку тепловой энергии, ОАО "ТЭК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим.
Арбитражный суд первой инстанции, осуществив проверку оспариваемого нормативного правого акта на предмет его соответствия Федеральному закону от 14.04.1995 N 41, Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, пришел к выводу о его соответствии указанным нормативным правовым актам. Установив, что права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым постановлением не нарушены, суд учитывая, что на момент обращения общества с заявлением в арбитражный суд постановление от 14.10.2010 N 18 утратило силу в связи с изданием РЭК Сахалинской области постановления от 27.12.2010 N 238 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "Тепло-Энергетическая Компания", и руководствуясь пунктами 3, 4 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182, прекратил производство по делу.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением
о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 192 АПК РФ).
В силу части 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме
Судом установлено, что постановлением от 14.10.2010 N 18 РЭК Сахалинской области установила тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "ТЭК".
Данное постановление является нормативным правовым актом, принято РЭК Сахалинской области в рамках своей компетенции как уполномоченного органа в области регулирования тарифов в соответствии с Положением о региональной энергетической комиссии Сахалинской области, утвержденным постановлением администрации Сахалинской области от 20.04.2009 N 144-па.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться основные принципы, приведенные в статье 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ, в том числе обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
В силу статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию. Регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
При установлении тарифов на 2010 год на электрическую и тепловую энергию для потребителей ОАО "ТЭК" "РЭК" Сахалинской области применила метод экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с подпунктом 1 пункта 15 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.
При использовании данного метода регулируемые тарифы (цены) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 16 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их
экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 19, подпункту 1 пункта 22 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации расходы, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на топливо, которые определяются на основании нормативов удельного расхода топлива, дифференцированных по типам генерирующего оборудования и видам топлива, на производство 1 киловатт-часа электрической энергии и 1 гигакалории тепловой энергии, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по тарифам.
При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность (пункт 31 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации).
Арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что обществом в РЭК Сахалинской области не был представлены утвержденные в установленном порядке нормативы удельного расхода топлива, соответственно при установлении тарифа комиссией обоснованно применена экспертная оценка.
Согласно заключению отдела технической экспертизы от 11.10.2010 при рассмотрении вопроса об "окислении топлива" экспертом принята во внимание представленная ОАО "Управляющая компания", ранее осуществляющим эксплуатацию имущественного комплекса, необходимого для выработки и поставки тепловой энергии, информация о движении угля за 2009 год, рассмотрены условия осуществления деятельности заявителя и хранения топлива, осуществлен анализ отчетов движения топлива.
При определении показателей технологических потерь тепловой энергии и изменении размера температуры экспертом принята во внимание информация представленная заявителем, содержащаяся в документах поименованных "Потери и затраты тепловой энергии, обусловленные потерями и затратами теплоносителя", в пункте 4 которых указано на то, что температура холодной воды для заполнения трубопроводов составляет 14 градусов. Кроме того, экспертом использована информация общества о повышении среднегодовой температуры наружного воздуха и снижении в связи с этим полезного отпуска тепловой энергии.
Не соглашаясь с заключением отдела технической экспертизы, общество не представило в соответствии со статьей 65 АПК РФ доказательства, свидетельствующие о неправильности выводов экспертной оценки, в связи с чем арбитражный суд первой инстанции, на основании полного и всестороннего исследования, в порядке, установленном статьей 71 АПК РФ, имеющих в деле доказательств, обоснованно пришел к выводу о соответствии оспариваемого акта действующему законодательству.
Так как правомерность использованной комиссией экспертной оценки при установлении тарифа на тепловую энергию заявителем в установленном порядке не опровергнута, не может быть признан состоятельным довод общества о необходимости применения при определении технологических потерь вместо экспертной оценки Инструкции по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 325.
Непринятие программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не может быть расценено как обстоятельство, подтверждающее экономическую обоснованность заявленных обществом расходов.
Иные доводы несогласия с судебным актом по существу заявленного требования ОАО "ТЭК", в том числе по иным расходам не принятым комиссией, в кассационной жалобе не приведены.
Поскольку судом первой инстанции дана правовая оценка законности оспариваемого нормативного правового акта, который на момент обращения заявителя утратил силу, и не установлены обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконном возложении обязанностей или создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены определения о прекращении производства по делу.
При подаче кассационной жалобы определением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.07.2011 ОАО "ТЭК" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, которая подлежит взысканию на основании статей 102, 110 АПК РФ, статьи 333.21 НК РФ с заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 03.05.2011 по делу N А59-5543/2010 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Тепло-Энергетическая компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.