г. Хабаровск
01 сентября 2011 г. |
N Ф03-4241/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А. Тарасова
Судей: С.Н. Новиковой, Л.Б. Шариповой
при участии
от ОАО "Российские железные дороги": Панченко А.П., представитель по доверенности от 19.11.2010 N 684;
от ОАО "Владивостокский морской торговый порт": Костин С.В., представитель по доверенности от 22.04.2011 N 63
рассмотрел кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
на решение от 18.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011
по делу N А51-15349/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья С.Н.Горбачева, в апелляционном суде - судьи Л.Ю.Ротко, И.С.Чижиков, К.П.Засорин
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" филиал ДВЖД
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 440 106,96 руб.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"; ОГРН 1037739877295; 107174, г.Москва, ул. Н.Басманная,2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", порт; ОГРН 1022502259625; 690065, г.Владивосток, ул. Стрельникова, 9 ) о взыскании 440 106 руб. 96 коп. платы за пользование вагонами на промежуточной станции Филаретовка в период с 20.12.2009 по 28.12.2009.
Решением от 18.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ОАО "ВМТП" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как несоответствующие нормам права. Заявитель ссылается на необоснованное составление актов общей формы, как на станции Филаретовка, так и на станции Владивосток, поскольку порт разрешение на "бросание" вагонов не давал ввиду наличия фронтов выгрузки; на отсутствие уведомлений порта о задержке вагонов. Полагает недоказанными факты нарушения портом технологических сроков оборота вагонов. Указывает на неисследованность судами технической возможности накопления вагонов на станции назначения. Ссылается на то, что в акте общей формы N 600439 указан период простоя (с 20.12.2009 по 28.12.2009), а не время задержки прибытия вагонов на станцию с учетом срока доставки груза - 26.12.2009, полагая, что плата за простой вагонов в период с 20.12.2009 по 26.12.2009 является двойным взысканием.
В отзыве на кассационную жалобу и судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражал относительно доводов жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными, просил оставить из без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель порта поддержал доводы жалобы, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, требования ОАО "РЖД" о взыскании платы за пользование не принадлежащих перевозчику вагонов в сумме 440 106, 96 руб., следующих до станции Владивосток обоснованы их задержкой на промежуточной станции Филаретовка ДВЖД в ожидании приема станции назначения по причине их неприема грузополучателем - ОАО "ВМТП" ввиду занятости фронтов выгрузки - представлены соответствующие акты общей формы; условиями договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ответчика по станции Владивосток N 273 от 25.01.2006.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
Судами правильно квалифицированы отношения сторон как регулируемые нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), условиями договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток N 273 от 25.01.2006.
Согласно представленным в материалы дела дорожным ведомостям за N N ЭД262780, ЭД262737, ЭД264578, ЭД262952, ЭД263558, ЭД263282, ЭД261892, ЭД261942, ЭД261989, ЭД261816, ЭД264516, ЭД264938, ЭД264857, ЭД264755, ЭД264648, ЭД265017, ЭД265567, ЭД262343, ЭД262655, ЭД265456, ЭД262243, ЭД262118, ЭД262987, ЭД262447, ЭД262702, ЭД262586, ЭД262292, ЭД262833, ЭД262539, ЭД262622, ЭД262886, ЭД263230, ЭД263762, ЭД263385, ЭД263128, ЭД263514, ЭД263453, ЭД263631, ЭД263330 в адрес грузополучателя - ОАО "ВМТП" на станцию назначения направлен экспортный груз в контейнерах. В накладной имеются отметки о виде отправке: КО0КП; о истечении срока доставки: 12.12.2009 (ЭД264857), 06.12.2009 (ЭД262987), 26.12.2009.
20.12.2009 на промежуточной станции Филаретовка ДВЖД вагоны отставлены от движения ("брошены"), о чем составлен акт общей формы от 20.12.2009 N 600086, в котором отражено, что поезд N 2406 в составе перечисленных вагонов, прибывших по указанным дорожным ведомостям в адрес ответчика, задержан по приказу от 20.12.2009 N 775, по причине неприема поезда станцией назначения, ввиду занятости фронтов выгрузки грузополучателя. Указано: на убытие поезда на основании приказа от 28.12.2009 N 776; на увеличение сроков доставки на 9 суток.
Аналогичный акт составлен по станции назначения Владивосток, который подписан представителем ОАО "ВМТП" с возражениями, акт общей формы от 29.12.2009 N 600439. В возражениях указано на готовность порта к приему вагонов и наличие свободных фронтов выгрузки в указанный период; на предъявление акта для подписания 31.12.2009, в то время как последний составлен 29.12.2009.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV настоящего Устава.
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя (получателя), удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что акт общей формы составляется, в том числе при задержке вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения.
Как установлено из названного акта общей формы N 600086 вагоны, указанные в перечисленных выше дорожных ведомостях и следующие в адрес ОАО "ВМТП" на станции Филаретовка задержаны по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования. В акте указано, что задержка вагонов произведена по приказу от 20.12.2009 N 775, отправлены по приказу от 28.12.2009 N 776.
Об отставлении вагонов на станции Филаретовка дорога известила ОАО "ВМТП" уведомлениями от 20.12.2009 N 692, от 28.12.2009 N 733.
Далее судом принято во внимание, что вагоны, прибывшие на станцию назначения Владивосток, фактически подлежат подаче на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "ВМТП".
Правоотношение ОАО "ВМТП" с ОАО "РЖД" урегулированы договором на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования порта на станции Владивосток N 273 от 25.01.2006. Данным договором предусмотрен порядок, в том числе подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования; установлены время, нормы одновременной подачи вагонов на конкретные пути порта.
Абзацем 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила от 18.06.2003 N 26), установлено, что основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм выгрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Представленный в деле акт общей формы от 29.12.2009 N 600439, составленный на станции Владивосток подписан представителем порта с возражениями, в которых последним указано, в том числе на возможность приема грузов согласно сроков доставки; на свободные фронты выгрузки для приема вагонов.
По настоящему делу спорным является вопрос невозможности подачи вагонов на пути необщего пользования общества со станции Владивосток в период с 20.12.2009 по 28.12.2009.
В обоснование этого дорогой представлены: перечень памяток на подачу и уборки вагонов; справка о наличии вагонов, прибывших в адрес ОАО "ВМТП" в указанный период.
Судебные инстанции, принимая названные документы в качестве доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов на промежуточной станции Филаретовка по вине общества, не учли сведения относительно несогласия порта с актами общей формы, а именно о возможности приема вагонов согласно сроков доставки, наличии свободных фронтов выгрузки для приема грузов. Судами не дана надлежащая оценка документам, представленным портом в обоснование возражений; не учтено, что сроки доставки грузов определены датами (12.12.2009, 06.12.2009, 26.12.2009) как вошедшими в период простоя на станции Филаретовка (с 20.12 по 28.12.2009), так и не вошедшими в указанный период, поэтому дорога должна доказать не только невозможность подачи вагонов 20.12.2009, 28.12.2009, но и в установленные сроки доставки грузов (06.12.2009, 12.12.2009, 26.12.2009).
Данное судами не исследовано, хотя в силу статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7 Правил от 18.06.2003 N 26 входит в предмет доказывания по настоящему делу.
В этой связи вывод о вине ответчика в задержке вагонов на станции Филаретовка является преждевременным.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 18.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2011 по делу N А51-15349/2010 Арбитражного суда Приморского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А.Тарасов |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.