Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 сентября 2011 г. N Ф03-4111/11
по делу N А51-884/2011
г. Хабаровск |
|
09 сентября 2011 г. |
N Ф03-4111/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе: Председательствующего: С.Н. Новиковой Судей: СЕ. Лобаря, И.А. Тарасова
при участии от истца: Кузина А.Е., представитель по доверенности от 19.11.2010 N 675, от ответчика: Костин С.В., представитель по доверенности от 22.04.201 N 63
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 12.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 по делу N А51-884/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.В.Овчинников; в апелляционном суде судьи: Л.Ю.Ротко, И.С.Чижиков, К.П. Засорин
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" о взыскании 839 552 руб. 06 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г.Москва, ул.Басманная Н. 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП"; ОГРН 1022502259625, место нахождения: 690065, Приморский край, г.Владивосток, ул.Стрельникова, 9) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 839 552 руб. 06 коп.
Решением от 12.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как принятые по неполно установленным обстоятельствам, имеющим значение для рассмотрения данного дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Заявитель со ссылкой на статью 73 УЖТ РФ, настаивает, что грузополучателем по настоящему спору является ответчик. Полагает, что ответчик обязан внести плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в силу пункта 19 договора от 25.01.2006 N 273. Считает, что вина ответчика в простое вагонов подтверждается памятками приемосдатчика. Кроме того полагает, что из содержания приобщенных к материалам дела памяток приемосдатчика следует, что ответчик допускал нарушение технологических сроков оборота вагонов, установленных договором.
В отзыве на кассационную жалобу и судебном заседании представитель ОАО "ВМТП" (с использованием системы видеоконференц-связи) выразил несогласие с изложенными в ней доводами, просил оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции, проведено с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал доводы жалобы, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, выступлений в судебном заседании представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в период с 06.12.2009 по 22.12.2010 на промежуточной станции Архара ДВЖД в ожидании приема станцией назначения - станция Владивосток ДВЖД простаивали вагоны с грузом, отправленные в адрес грузополучателей в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении по накладным за NN ЭГ803815, ЭГ769369, ЭГ808871, ЭГ774647, ЭГ807078, ЭГ817081, ЭГ815296, ЭГ774704, ЭГ816696, ЭГ767646, ЭГ767607, ЭГ821791, ЭГ817659, ЭГ774038, ЭГ775225, ЭГ775061, ЭГ818045, ЭГ815539, ЭГ815366, ЭГ808998, ЭГ805490, ЭГ806959, ЭГ805308, ЭГ810604, ЭГ803252, ЭГ804215, ЭГ804887, ЭГ773686, ЭГ804690, ЭГ767947, ЭГ744999.
В накладных получателями груза указаны: ООО "Мак Трансфес Сахалин", ООО "Мак Трансфес Магадан", ООО "КамчатТрансСервис", ООО "ФЕСКО Транс", ООО "Транфес Камчатка"; перевалочный пункт -Владивосток-перевалка, ОАО "ВМТП"; истечение срока доставки груза по железной дороге: 18.12.2009, 17.12.2009.
По факту задержки вагонов на станции Архара ДВЖД составлены акты общей формы от 06.12.2009 NN1/602653, 1/602659, 1/602657, 1/602601, 1/602612, 1/602618, 1/602620, 1/602623, 1/602628, 1/602610, 1/602651, 1/602637, 1/602632, 1/602614, 1/602607, 1/602615, 1/602625, 1/602626, 1/602596, 1/602593, 1/602640, 1/602585, 1/602643, 1/602590, 1/602644, 1/602649, 1/602635, 1/602591, 1/602583, 1/602595, 1/602646, 1/602655, 1/602582, 1/602584, 1/602660, 1/602600, 1/602606, 1/602603, 1/602633, а также акты общей формы от 24.12.2009 NN 604442, 604443, 604444, составленные на станции назначения - станция Владивосток.
ОАО "РЖД", ссылаясь на то, что спорная задержка вагонов привела к нарушению сроков доставки грузов, начислило плату за пользование вагонами в сумме 839 552 руб. 06 коп. согласно статье 39 УЖТ РФ.
Предъявленный ОАО "ВМТП" для оплаты счет N 285 от 14.04.2010 последним не оплачен, что послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" с настоящим иском.
В соответствии со статьёй 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что акт общей формы составляется, в том числе при задержке вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технической возможности накопления вагонов на станции назначения.
Как установлено из названных актов общей формы вагоны, указанные в перечисленных выше накладных, следующие в составе поезда N 1298 до станции Владивосток, задержаны на станции Архара в связи с неприемом груза грузополучателем.
Акты данных о невозможности приема вагонов ответчиком - ОАО "ВМТП" не содержат.
Вместе с тем, об отставлении вагонов на станции Архара ДВЖД дорога известила ОАО "ВМТП" уведомлениями от 08.12.2009 N 597, от 22.12.2010 N709.
Судебные инстанции с учетом вышеназванных норм права вышеуказанные акты не приняли в качестве надлежащих доказательств, подтверждающих факт задержки вагонов на промежуточной станции по вине ОАО "ВМТП", которая, в свою очередь, привела к нарушению сроков доставки груза.
Кроме того, суды учли, что ОАО "ВМТП" по настоящему спору является лицом, обеспечивающим перевозку груза в прямом смешанном железно до рожно-водном сообщении. Данное следует из представленных в деле накладных, в которых в графе через перевалочный пункт" указано: Владивосток-перевалка, ОАО "ВМТП".
Правоотношения ОАО "ВМТП" с ОАО "РЖД" урегулированы договором на передачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования общества по станции Владивосток от 25.01.2006 N 273. Данным договором предусмотрен порядок, в том числе подачи вагонов на железнодорожные пути необщего пользования; установлены время, нормы одновременной подачи вагонов на конкретные пути порта.
Представленные в деле акты общей формы от 24.12.2009 NN 604442, 604443, 604444, оформленные на станции Владивосток в отношении ОАО "ВМТП" последним подписаны с возражениями.
Порт в своих возражениях указал о наличии готовности к приему груза согласно сроков доставки, о свободных фронтах выгрузки в указанный период.
Судебные инстанции, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленные в деле документы: акты общей формы; справку о наличии вагонов, прибывших под выгрузку в адрес ОАО "ВМТП" в период с 06.12.2009 по 22.12.2010; учетные карточки выполнения плановой нормы перевозки грузов с железнодорожного на водный транспорт (форма ГУ-16), установили, что в период отставления вагонов на станции Архара пути, на которые подлежала подача спорных вагонов, были свободны, и имелась возможность осуществить соответствующую подачу вагонов.
При установленном, суды обоснованно признали недоказанным факт задержки вагонов по причинам, зависящим от ответчика. В связи с чем вывод суда об отсутствии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами согласно статье 39 УЖТ РФ является правильным.
Подлежат отклонению доводы заявителя жалобы, поскольку не опровергают выводы судов и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2011 по делу N А51-884/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н.Новикова |
Судьи |
С.Е.Лобарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.