г. Хабаровск
12 сентября 2011 г. |
N Ф03-3725/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: О.Г. Красковской, Е.К. Яшкиной
при участии:
от ответчика Управления муниципального заказа Находкинского городского округа: Е.А. Марченко, представитель, доверенность от 31.12.2010 N 1.31-3059
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Находкинского городского округа (управление муниципального заказа)
на решение от 25.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011
по делу N А51-16299/2010 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Н. Горбачева, в апелляционном суде судьи: Е.Л. Сидорович, Н.В. Алферова, З.Д. Бац
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тотал - Проект"
к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N 7 "Эдельвейс", Управлению муниципального заказа администрации Находкинского городского округа
о признании незаконными действий
Общество с ограниченной ответственностью "Тотал Проект" (ОГРН 1062540002326, адрес (место нахождения): 690000, Приморский край, г.Владивосток, ул. Верхнепортовая, 38, 117) (далее - ООО "Тотал Проект", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий муниципального заказчика - Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7 "Эдельвейс" г.Находка (ОГРН 1022500707272, адрес (место нахождения): 692906, Приморский край, г.Находка, ул.Кирова, 13) (далее - МОУ "СОШ N7 "Элельвейс") по признанию ООО "Тотал Проект" уклонившимся от заключения муниципального контракта, по результатам аукциона, проведенного 03.08.2010; о признании незаконным бездействия муниципального заказчика МОУ "СОШ N 7 "Эдельвейс", выразившегося в незаключении с ООО "Тотал Проект" контракта по результатам аукциона, проведенного 03.08.2010; о признании незаконным действия Управления муниципального заказа администрации Находкинского городского округа (далее - уполномоченный орган) по признанию ООО "Тотал Проект" уклонившимся от заключения муниципального контракта, выраженного в письме от 19.08.2010; о признании незаконным бездействия Управления муниципального заказа администрации Находкинского городского округа, выразившегося в невозвращении ООО "Тотал Проект" денежных средств в сумме 222 195, 30 руб., внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе; о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченного органа по несвоевременной передаче муниципальному заказчику документов, нарушения принципа гласности, невозврату банковских гарантий (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Прогресс" (ОГРН 1072511003333, адрес (место нахождения): Приморский край, г.Уссурийск, ул.Некрасова, 24) (далее - ООО "Прогресс").
Решением от 25.02.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011, требования заявителя удовлетворены частично. Суды признали незаконными действия МОУ "СОШ N 7 "Эдельвейс" по признанию ООО "Тотал Проект" уклонившимся от заключения муниципального контракта, по результатам аукциона, проведенного 03.08.2010; незаконным бездействие муниципального заказчика МОУ "СОШ N 7 "Эдельвейс", выразившееся в незаключении с ООО "Тотал Проект" контракта по результатам аукциона, проведенного 03.08.2010; незаконными действия уполномоченного органа по признанию ООО "Тотал Проект" уклонившимся от заключения муниципального контракта, выраженного в письме от 19.08.2010; незаконным бездействие уполномоченного органа, выразившееся в невозвращении ООО "Тотал Проект" денежных средств в сумме 222 195, 30 руб., внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционного суда, администрация Находкинского городского округа (управление муниципального заказа) (далее - администрация) подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что банковская гарантия с исправленным сроком действия до 31.12.2013 была передана 23.08.2011 в уполномоченный орган, а не муниципальному заказчику, что, по мнению администрации, исключает возможность признания действий МОУ "СОШ N 7 "Эдельвейс" по незаключению муниципального контракта с ООО "Тотал Проект" незаконными. Также считает, что судами неверно истолкованы положения статьи 38 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94 -ФЗ) и статьи 528 ГК РФ.
В заседании суда кассационной инстанции представитель администрации поддержал доводы жалобы и настаивал на ее удовлетворении. Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Проверив законность решения от 25.02.2011 и постановления апелляционного суда от 26.04.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенного 03.08.2010 аукциона ООО "Тотал-Проект" признано победителем, предложившим наименьшую цену контракта (4 355 027 руб. 88 коп.) на выполнение работ по замене деревянных оконных блоков на пластиковые оконные конструкции из поливинилхлоридного профиля (ПВХ) в здании МОУ "СОШ N 7 "Эдельвейс", что отражено в протоколе N 98-ОА от 03.08.2010.
Предпоследнее предложение о цене контракта в сумме 4 377 247 руб. 41 коп. поступило от ООО "Прогресс". Протокол аукциона размещен на официальном сайте Находкинского городского округа 04.08.2010.
Согласно пункту 20.1 документации об аукционе подписанный контракт должен быть возвращен заказчику в течение 11 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона.
Во исполнение указанных требований 16.08.2010 ООО "Тотал Проект" представило муниципальному заказчику 2 экземпляра подписанного контракта и обеспечение его исполнения в виде банковской гарантии от 05.08.2010 N Х-БГ-149/2010.
20.08.2010 ООО "Тотал Проект" обнаружило допущенную в сроке действия банковской гарантии техническую ошибку, о которой в этот же день известило страховую организацию и муниципального заказчика посредством факсимильной почты и гарантировал устранение указанной ошибки.
23.08.2010 представитель ООО "Тотал Проект" передал через уполномоченный орган муниципальному заказчику банковскую гарантию сроком действия до 31.12.2013 включительно, при этом встречно получил письмо (исх.N б/н от 19.08.2010) за подписью заместителя начальника управления муниципального заказа администрации Находкинского городского округа Марченко Е.А. о признании ООО "Тотал Проект" уклонившимся от заключения контракта.
В тот же день (23.08.2010), МОУ "СОШ N 7 "Эдельвейс", руководствуясь частью 2 статьи 38 Закона N 94-ФЗ, согласно которой, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения муниципального контракта, заказчик имеет право заключить контракт с участником аукциона, сделавшим предпоследнее предложение о цене контракта, заключило муниципальный контракт с ООО "Прогресс", сделавшим предпоследнее предложение о цене. При этом школа обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю с требованием о включении сведений об ООО "Тотал Проект" в реестр недобросовестных поставщиков на основании уклонения последнего от заключения контракта. Денежные средства в сумме 222 195, 30 руб., внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, уполномоченным органом заявителю возвращены не были.
ООО "Тотал Проект", считая, что данные действия (бездействие) муниципального заказчика и уполномоченного органа нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая настоящий спор, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что муниципальный контракт, для заключения которого был проведен аукцион, по своей правовой природе является смешанным, содержит элементы договора поставки и подряда для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем спорные отношения регулируются положениями параграфа 4 главы 30, параграфа 5 главы 37 ГК РФ и Законом N 94-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями статьи 528 ГК РФ в случае, когда государственный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд, государственный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
В силу требований пункта 1 статьи 38 Закона N 94-ФЗ уклонившимся от заключения контракта признается лицо, не представившее заказчику в установленный срок подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств арбитражными судами установлено, что подписанный победителем аукциона - ООО "Тотал Проект" контракт и исправленная банковская гарантия представлены ответчику 16.08.2010 и 23.08.2010, то есть в пределах срока, установленного действующим законодательством и документацией об аукционе.
Поскольку доказательствами, имеющимися в материалах дела, подтверждается факт того, что ООО "Тотал Проект" предпринимало все необходимые действия по заключению муниципального контракта, обоснован вывод судов первой и апелляционной инстанций о незаконности действий муниципального заказчика по признанию ООО "Тотал Проект" уклонившимся от заключения муниципального контракта, по результатам аукциона, проведенного 03.08.2010, и незаконности действий уполномоченного органа по признанию ООО "Тотал Проект" уклонившимся от заключения муниципального контракта, выраженных в письме от 19.08.2010.
Так как в соответствии с требованиями статьи 527 ГК РФ муниципальный контракт обязателен к заключению с ООО "Тотал Проект" как с победителем аукциона, проведенного 03.08.2010, судами сделан правильный вывод о наличии основания для признания незаконными действий муниципального заказчика по незаключению муниципального контракта с заявителем.
Согласно пункту 2 статьи 38 Закона N 94-ФЗ в случае уклонения победителя аукциона или участника аукциона, с которым заключается контракт, от заключения контракта, денежные средства, внесенные ими в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, не возвращаются.
Арбитражные суды установив, что победитель аукциона представил заказчику в установленный аукционной документацией срок подписанный со своей стороны контракт и обеспечение исполнения контракта, пришли к правомерному выводу о том, что требование о признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в невозвращении ООО "Тотал Проект" денежных средств в сумме 222 195 руб. 30 коп. с 23.08.2010, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе, также подлежит удовлетворению.
Доводы заявителя кассационной жалобы относительно того, что банковская гарантия с исправленным сроком действия до 31.12.2013 была передана 23.08.2011 в уполномоченный орган, а не муниципальному заказчику, что исключает возможность признания действий МОУ "СОШ N 7 "Эдельвейс" по незаключению муниципального контракта с ООО "Тотал Проект" незаконными, несостоятельны, так как материалами дела подтверждается исполнение победителем конкурса требований по предоставлению банковской гарантии в установленный действующим гражданским законодательством срок, как и ненадлежащее исполнение (несвоевременное извещение муниципального заказчика о поступлении в адрес уполномоченного органа банковской гарантии с исправленным сроком действия) уполномоченным органом своих функций по организации, проведению аукциона и подписанию с его победителем муниципального контракта.
Иные доводы жалобы судом кассационной инстанции во внимание не принимаются, так как были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.02.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 по делу N А51-16299/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.