г. Хабаровск
13 сентября 2011 г. |
N Ф03-4172/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Г.А.Суминой
Судей: В.М.Голикова, И.А.Мильчиной
при участии
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Конагра" - Беликова Е.С., представитель по доверенности от 06.10.2010 б/н;
от Владивостокской таможни - Вялкова Е.С., представитель по доверенности от 27.01.2011 N 37;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни
на решение от 29.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011
по делу N А51-2005/2011
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Л.Л.Кузюра; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.А.Солохина, Г.А.Симонова, О.Ю.Еремеева
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Конагра"
к Владивостокской таможне
о признании незаконным решения и о возврате излишне уплаченных таможенных платежей
Общество с ограниченной ответственностью "Конагра" (ОГРН 1022501282100, Приморский край, г. Владивосток, ул. Уборевича, 19, кв. 219; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Владивостокской таможни (ОГРН 1052504398484, г. Владивосток, ул. Посъетская, 21а; далее - таможня, таможенный орган) об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, в части, касающейся грузовой таможенной декларации N 10702030/020908/0046356 (далее - ГТД N 46356), изложенного в письме от 13.11.2010 N 25-26/34520. Общество также просило суд обязать таможенный орган возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 102 855,15 руб. и взыскать с последнего 15 000 руб., составляющие судебные расходы на оплату услуг представителя.
Указанные требования были выделены в отдельное производство определением суда от 14.02.2011 в порядке части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 29.03.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011, заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение таможенного органа признано незаконным в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). Суд также обязал таможню возвратить обществу излишне уплаченные таможенные платежи в истребуемой сумме, а также взыскал с таможенного органа судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 руб.
В кассационной жалобе Владивостокская таможня, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального права, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы полагает, что у таможенного органа имелись основания для непринятия таможенной стоимости по первому методу таможенной оценки, поскольку декларант самостоятельно определил таможенную стоимость по резервному методу, заполнив изначально ДТС-2, и рассчитал сумму таможенных платежей на основе ценовой информации, имеющейся в его распоряжении.
Требование общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, по мнению заявителя жалобы, не подлежит удовлетворению и по причине того, что Владивостокская таможня не является администратором доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации, на которые перечислены спорные бюджетные платежи, не обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, и, соответственно, не является надлежащим ответчиком по делу.
Заявитель жалобы также не согласен с выводами судов обеих инстанций о доказанности факта излишней уплаты таможенных платежей ввиду отсутствия при обращении с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей документов, подтверждающих данный факт. При этом заявитель жалобы указывает на то, что данное обстоятельство послужило основанием для оставления указанного заявления без рассмотрения, необоснованно расцененное обществом и судами как отказ в возврате таможенных платежей. Учитывая, что таможенный орган не отказывал обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей и, как следствие, не нарушал прав и законных интересов заявителя, оснований для удовлетворения заявленных им требований не имелось.
В части взыскания с таможенного органа судебных расходов последний указал на неправомерность выделения требований декларанта в отдельное производство определением от 14.02.2011, поскольку счел, что раздельное рассмотрение требований общества повлияло на размер взысканных судебных расходов. В этой связи таможня полагает, что указанное выше определение от 14.02.2011 вынесено судом с нарушением норм процессуального права и подлежит отмене.
Представитель таможенного органа в судебном заседании, проведенном в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, доводы кассационной жалобы поддержала в полном объеме.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы таможенного органа отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в сентябре 2008 года во исполнение контракта от 11.01.2005 N 39, заключенного с компанией ASIAN PASIFIC TRADING, INC (США), в адрес общества поставлен товар - необваленные четвертины (окорочка) домашних кур, в целях таможенного оформления которого в таможню подана ГТД N 46356.
Таможенная стоимость товаров была определена обществом по шестому "резервному" методу таможенной оценки, им же заполнена соответствующая ДТС-2 и уплачены таможенные платежи.
Полагая, что таможенным органом неправомерно принята таможенная стоимость товара, определенная по шестому "резервному" методу таможенной оценки, и оснований для непринятия стоимости по первому методу у таможни не имелось, общество 14.10.2010 обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств, в том числе по ГТД N 46356.
Письмом от 13.11.2010 N 25-26/34520 таможня оставила заявление общества без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты сумм таможенных платежей.
Расценив данное решение таможенного органа как отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, полагая, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и правомерно удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
При этом суды правомерно руководствовались положениями Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе"; статей 63, 323, 367 ТК РФ; Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденным Приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536; разъяснений, данными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров"; и пункта 20 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что декларантом представлен необходимый пакет документов, предусмотренных статьей 131 ТК РФ (контракт с дополнениями и приложением к нему, инвойс, коносаменты, упаковочный лист, паспорт сделки и другие документы), анализ и оценка которых позволили арбитражному суду сделать вывод о том, что они являлись достаточными для определения таможенной стоимости товара, задекларированного по спорной ГТД, по первому методу таможенной оценки - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Таможенный же орган, несмотря на то, что декларант при таможенном оформлении товара заявил шестой метод таможенной оценки, обязан был проверить правомерность отказа последнего от применения первого метода, вместе с тем не мотивировал свое решение о невозможности использования его и последующих методов, не доказал недостоверность представленных обществом документов и сведений, а также наличие оснований, исключающих определение таможенной стоимости товара основным методом таможенной оценки, в связи с чем обоснованным является вывод судов о том, что у таможни отсутствовали основания для принятия таможенной стоимости заявленной декларантом по шестому методу.
Согласно пункту 1 статьи 355 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о возврате спорных таможенных платежей), излишне уплаченной или излишне взысканной суммой
таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 355 ТК РФ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Установив факт излишней уплаты таможенных платежей, арбитражный суд правомерно признал незаконным отказ таможенного органа в их возврате, а также обязал последнего произвести возврат обществу излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 102 855,15 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что Владивостокская таможня не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не является администратором доходов федерального бюджета по кодам бюджетной классификации, на которые перечислены спорные платежи, и не обладает полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в бюджет, судом кассационной инстанции отклоняется, так как основанием для оставления без рассмотрения заявления общества о возврате денежных средств послужило непредставление последним документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, а не обращение общества к ненадлежащему лицу; кроме того, письмом от 13.11.2010 N 25-26/34520 общество информировано о том, что по факту представления указанных документов заявление общества о возврате доначисленных к уплате в результате корректировки таможенной стоимости спорных товаров таможенных платежей будет рассмотрено повторно.
Необоснованным является довод жалобы о том, что таможня не отказала в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по заявлению общества, а оставила это заявление без рассмотрения, поскольку вместе с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей последнее представило пакет документов, необходимых для принятия решения о их возврате, в соответствии с Перечнем, утвержденным Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607.
Возражения заявителя жалобы относительно неправомерности выделения требований декларанта в отдельное производство определением от 14.02.2011 отклоняются судом кассационной инстанции по нижеследующему.
Часть 3 статьи 130 АПК РФ закрепляет право арбитражного суда выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство в том случае, если признает целесообразным их раздельное рассмотрение. Выделение заявленных требований в отдельное производство призвано упростить для арбитражного суда разрешение конкретного дела. Необходимость в таком выделении требований может возникнуть в связи с большим объемом подлежащих исследованию доказательств либо с объединением заявителем нескольких требований. При этом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, цель раздельного рассмотрения требований не находится в какой-либо зависимости от размера судебных расходов, понесенных сторонами при рассмотрении дел.
Вынося определение о выделения требований общества в отдельное производство от 14.02.2011, суд первой инстанции, воспользовавшись указанным в пункте 3 статьи 130 АПК РФ правом, признал раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия. Оснований для переоценки данного вывода суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 29.03.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2011 по делу N А51-2005/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Г.А.Сумина |
Судьи |
В.М.Голиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.