г. Хабаровск
15 сентября 2011 г. |
N Ф03-4224/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Мильчиной И.А.
при участии
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю: представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Фаузель О.Э., представитель по доверенности от 11.01.2011 N 20-11-29/2;
от третьих лиц: Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - представитель не явился; Отделения по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 05.04.2011
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011
по делу N А51-17990/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калягин А.К., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Алферова Н.В., Еремеева О.Ю.
По заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю
третьи лица: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, Отделение по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о признании незаконным отказа от 26.08.2010 N 20-04-16/6441
Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (ОГРН 1042504382942, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48) (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом его уточнения, к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 69) (далее - УФК по Приморскому краю, казначейство) о признании незаконным отказа от 26.08.2010 N 20-04-16/6441 исполнить постановление судебного пристава-исполнителя от 19.05.2010 по исполнительному производству N 5/37/4553/7/2010 о взыскании исполнительского сбора с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Управление также просило обязать Отделение Управления Федерального казначейства принять к исполнению указанный исполнительный документ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент), Отделение по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - Отделение УФК).
Решением суда от 05.04.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011, заявление управления удовлетворено в части признания незаконным оспариваемого отказа в принятии к исполнению указанного выше постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, казначейство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. Заявитель жалобы, ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), указывает на ошибочность выводов судов, считая, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не является судебным актом, на основании которого осуществляется обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; полагает, что управлением пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим заявлением.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя казначейства, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.05.2010 в связи с неисполнением Департаментом исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав - исполнитель Кропачева Т.В. вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
В ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что у должника - бюджетного учреждения отсутствуют иные, помимо открытых в органах Федерального казначейства счета, в связи с чем постановление о взыскании исполнительского сбора направлено для исполнения в УФК по Приморскому краю.
Казначейство письмом от 26.08.2010 N 20-04-16/6441 возвратило судебному приставу-исполнителю данное постановление без исполнения, мотивируя тем, что в соответствии с главой 24.1 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов.
Не согласившись с отказом казначейства принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, управление обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования в указанной части, исходил из незаконности оспариваемого отказа. Выводы суда поддержаны апелляционным судом.
Суды обеих инстанций, руководствуясь статьями 239, пунктами 1, 2, 12 статьи 242.4 БК РФ, статьями 7, 12, 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), а также принимая во внимание по аналогии Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", разъясняющее, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что казначейство обязано было принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, являющееся исполнительным документом, согласно статье 12 Закона об исполнительном производстве, поскольку установили, что должник является федеральным бюджетным учреждением и не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконными действия УФК по Приморскому краю по отказу в принятии постановления от 19.05.2010 по исполнительному производству N 5/37/4553/7/2010 и его возврату без исполнения по указанному выше основанию.
Довод о пропуске срока на обращение в суд был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, оценивался при рассмотрении в суде апелляционной инстанции, получил правильную и объективную оценку.
Кроме того, органы федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, куда входят, согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство и его территориальные органы. Их общей задачей является контроль за исполнением федерального бюджета, предварительный и последующий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета. То обстоятельство, что органы федерального казначейства не обеспечили надлежащую степень взаимодействия между собой, не может являться основанием для неисполнения исполнительного документа и нарушения прав службы судебных приставов на взыскание исполнительского сбора с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов и не подтверждают неправильного применения правовых норм. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.04.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 по делу N А51-17990/2010 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.