г. Хабаровск
23 сентября 2011 г. |
N Ф03-4605/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Н.В.Меркуловой, Е.П.Филимоновой
при участии
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Три С": Кузнецов А.В - представитель по доверенности от 20.08.2010 б/н;
от Администрации Приморского края: Фадеев Е.А. - ведущий консультант отдела правового обеспечения по доверенности от 20.06.2011 N 11-25/3329;
от Департамента по тарифам Приморского края: Иванова Е.А. - главный консультант отдела правой экспертизы и административно-правового сопровождения по доверенности от 21.02.2011 N 69/0702;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Три С"
на решение от 17.06.2011
по делу N А51-19280/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: О.П.Хвалько, А.А.Фокина, Н.Н.Анисимова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Три С"
к Администрации Приморского края
третье лицо: Департамент по тарифам Приморского края
о признании недействующим нормативного акта
Общество с ограниченной ответственностью "Три С" (далее - ООО "Три С", общество) (ОГРН 1072537004352, 690034, Приморский край, г.Владивосток, ул.Фадеева, 16) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующими Постановления Администрации Приморского края от 30.11.2007 N 315-па "Об утверждении порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края" и Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края, опубликованного в "Приморская газета" 07.12.2007 N 92 (155) (далее -Постановление N 315-па), как не соответствующие пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абзацу 1 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)", статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушающих пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 17.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановление Администрации Приморского края N 315-па от 30.11.2007 "Об утверждении порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края" и Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края признаны соответствующими пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абзацу 1 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судебный акт мотивирован тем, что Постановление N 315-па, принято в пределах полномочий, предоставленных Администрации Приморского края, соответствует действующему законодательству, не налагает незаконно на заявителя каких-либо обязанностей и не создает ему препятствий в осуществлении хозяйственной деятельности.
В части требования о признании Постановления Администрации Приморского края N 315-па от 30.11.2007 "Об утверждении порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края" и Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края, не соответствующими пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации производство по делу прекращено со ссылкой на статью 1, пункт 1 статьи 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ООО "Три С", считающего, что решение принято с нарушением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обязанность по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги возложена на Правительство Российской Федерации, в связи с чем у Администрации Приморского края отсутствовали полномочия по установлению данного порядка.
Департамент по тарифам Приморского края в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебный акт законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Участие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц обеспечено в соответствии с положениями статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что 30.11.2007 Администрацией Приморского края вынесено Постановление N 315-па "Об утверждении порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края" и утвержден Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края, опубликованный 07.12.2007 в газетном издании "Приморская газета" N 92 (155).
В соответствии с названным Порядком подпунктом "а" пункта 1 Постановления Администрации Приморского края от 14.08.2008 N 197-па "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территориях муниципальных образований Приморскою края", изданного на основании Постановления N 315-па от 30.11.2007, утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городском сообщении на территории Владивостокского городского округа и установлены в размере 11,0 рублей за 1 поездку и 11,0 рублей за 1 место багажа.
По мнению заявителя, необоснованное установление предельно максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом послужило причиной убыточной деятельности общества, следовательно, оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы.
ООО "Три С", полагая, что Постановление N 315-па, противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Глава 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет подведомственность дел арбитражным судам через их компетенцию в сфере осуществления правосудия. Дела о соответствии законов и иных нормативных актов Конституции Российской Федерации не относятся к компетенции арбитражных судов. В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном суде Российской Федерации" споры такого рода являются исключительной компетенцией Конституционного Суда Российской Федерации. В связи с чем суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу в части требования о признании Постановления Администрации Приморского края N 315-па от 30.11.2007 "Об утверждении порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края" и Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Подпунктами 12, 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесены организация транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и муниципальное сообщение), и установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.
Пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также установить порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение данного Указа Правительством Российской Федерации Постановлением от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
В соответствии с перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включены перевозки пассажиров и багажа всех видов общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Неприменение пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)", в соответствии с которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусматривать в необходимых случаях выделение из соответствующий бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению, не является нарушением законодательства при принятии оспариваемого постановления, поскольку названные положения носят рекомендательный характер.
Кроме этого пункт 7 Постановления N 315-па предусматривает, что установление цен (тарифов) Администрацией Приморского края ниже экономически обоснованных производится с последующим внесением изменений в закон о краевом бюджете в части выделения организациям (индивидуальным предпринимателям) средств на возмещение расходов, связанных с покрытием убытков, возникающих вследствие разницы между устанавливаемыми и экономически обоснованными ценами (тарифами), что позволит обществу обеспечить защиту прав и его законных интересов установленными законодательством способами судебной защиты.
При таких обстоятельствах доводы общества об отсутствии у Администрации Приморского края полномочий по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги и нарушении оспариваемым постановлением его прав и законных интересов не основаны на нормах действующего законодательства.
Учитывая, что суд первой инстанции на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в материалах дела доказательств правомерно установил соответствие оспариваемого нормативного акта нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.06.2011 по делу N А51-19280/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.