г. Хабаровск
23 сентября 2011 г. |
N Ф03-4725/2011 |
Резолютивная часть постановления от 21 сентября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Суминой Г.А.
Судей: Голикова В.М., Мильчиной И.А.
при участии
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу: представитель не явился;
от Отдела вневедомственной охраны Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Анадырский": представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отдела вневедомственной охраны Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Анадырский"
на решение от 11.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011
по делу N А80-41/2011
Арбитражного суда Чукотского автономного округа
Дело рассматривали: в суде первой инстанции Дерезюк Ю.В.; в суде апелляционной инстанции судьи Гричановская Е.В., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
По заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
к Отделу вневедомственной охраны при ОВД по Анадырскому муниципальному району Чукотского автономного округа
о взыскании налогов, пени и штрафных санкций
По встречному исковому заявлению Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Анадырскому муниципальному району Чукотского автономного округа
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу
о признании недействительным решения
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Чукотскому автономному округу (ОГРН 1048700606811, место нахождения: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 14) (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Чукотского автономного округа о взыскании с Отдела вневедомственной охраны при ОВД по Анадырскому муниципальному району Чукотского автономного округа (ОГРН 10287000589686, место нахождения: 689000, Чукотский АО, г. Анадырь, ул. Горького, 5) (далее - отдел) налоговых санкций в размере 3 687 571 руб., пени за своевременную уплату налога на прибыль организаций в размере 3 312 618,04 руб., налога на прибыль организаций в размере 18 437 859 руб.
Отдел обратился со встречным заявлением о признании недействительным решения налогового органа от 09.12.2010 N 27 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 11.04.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011, требования инспекции удовлетворены, с отдела взысканы налоговые санкции в сумме 3 687 571 руб., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в сумме 3 312 618,04 руб. по состоянию на 09.12.2010, недоимка по налогу на прибыль за 2007-2009 годы в размере 18 437 859 руб.
В удовлетворении встречного заявления отдела отказано.
Оба судебных акта мотивированы тем, что у отдела не имелось правовых основания для освобождения от уплаты налога на прибыль. Все денежные средства, поступающие на расчетный счет отдела за осуществление охранной деятельности, до перечисления в федеральный бюджет должны облагаться налогом на прибыль. Так как этого в проверяемый период сделано не было, то налоговым органом правомерно доначислен налог на прибыль, соответствующие пени и отдел привлечен к налоговой ответственности за неуплату налога.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, отдел обратился с кассационной жалобой, в которой указывает на допущенные судами нарушения норм материального права. По мнению заявителя жалобы, отдел как юридическое лицо никакой выгоды от осуществления охранной деятельности не получает, полученные денежные средства являются неналоговыми доходами. Так как все денежные средства, полученные отделом, перечисляются в федеральный бюджет, то отсутствуют признаки объекта налогообложения по налогу на прибыль. В связи с вышеизложенным у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налога на прибыль организации, соответствующих пеней и привлечения к налоговой ответственности.
Отдел ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своих представителей.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу отклоняет доводы отдела, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными. Извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы участие своих представителей в суде кассационной инстанции не обеспечила.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка отдела по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) за период с 01.01.2007 по 31.12.2009 по всем налогам и сборам.
Результаты проверки отражены в акте N 25 от 08.11.2010, на основании которого принято решение N 27 от 09.12.2010 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Согласно данному решению отдел привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 3 687 571 руб., ему начислены пени за несвоевременную уплату налога на прибыль организаций в сумме 3 312 618,04 руб., предложено уплатить доначисленный налог на прибыль в сумме 18 437 860 руб.
Не согласившись с решением инспекции, отдел обжаловал его в вышестоящий налоговый орган, который решением от 14.01.2011 N 08-69/00154 оставил апелляционную жалобу без удовлетворения, утвердив решение инспекции.
Так как в добровольном порядке решение инспекции отделом не исполнено, то налоговый орган, учитывая, что отдел является бюджетным учреждением, обратился за взысканием налога, пеней и штрафа по решению N 27 от 09.12.2010 в судебном порядке.
Отдел вневедомственной охраны заявил встречное требование о признании указанного выше решения налогового органа недействительным.
Удовлетворяя требования инспекции и отклоняя доводы отдела, суды обеих инстанций правомерно руководствовались нижеследующим.
Согласно статье 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций, регулирование данного налога осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 247 НК РФ признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Налоговая база бюджетных организаций, согласно статье 321.1 НК РФ, в редакции, действовавшей до 01.01.2011, определялась как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товаром) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В статье 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень средств целевого финансирования и целевых поступлений, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль при их использовании получателями по целевому назначению.
В соответствии со статьей 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Проверкой установлено, что отдел имеет в Управлении Федерального казначейства по Чукотскому автономному округу счет по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В 2007 году отделом получен доход за оказанные услуги по охране имущества юридических и физических лиц в размере 19 685 871,05 руб., в 2008 году - 27 609 144 руб., в 2009 году - 35 580 789 руб. Все денежные средства перечислены в доход федерального бюджета. Расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, составили в 2007 году - 60 628 руб., в 2008 году - 60 628 руб., в 2009 году - 0 руб. При этом подавая налоговые декларации за 2007-2009 годы, отделом налог на прибыль организаций не исчислялся и не уплачивался.
Следует отклонить довод заявителя кассационной жалобы о том, что все полученные денежные средства перечислялись в доход федерального бюджета, поэтому налог на прибыль уплате не подлежал.
В федеральных законах о федеральных бюджетах на 2007, 2008, 2009 годы установлено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Являются несостоятельными доводы отдела о том, что он освобожден от уплаты налога на прибыль.
Действительно, из положений статьи 35 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" следовало, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе заключенных в установленном порядке договоров, и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров.
Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 589, предусматривалось, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны осуществляется по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе МВД РФ. По существу, Законом "О милиции" был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Закон "О милиции" были внесены изменения, согласно которым из статьи 35 были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Постановлением Правительства РФ от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации, приостановлении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 29.01.2000 N 82 и признании не действующим на территории Российской Федерации Постановления Совета Министров СССР от 22.02.1988 N 263 в связи с Федеральным законом "О Федеральном бюджете на 2005 год" в Положение от 14.08.1992 N 589 были внесены изменения, согласно которым из пункта 10 исключены положения об осуществлении вневедомственной охраной своей деятельности на принципах самоокупаемости, самофинансирования и о содержании за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.
Кроме этого, утратил силу пункт 11 данного Положения, согласно которому фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ. За счет остатка неиспользованных средств производятся также отчисления в централизованный резервный фонд, из которого возмещаются убытки от крупных краж и пожаров. Положение о централизованном резервном фонде утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией Положения от 14.08.1992 N 589 оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами (пункт 10).
Финансовое обеспечение деятельности вневедомственной охраны осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Является неправомерным ссылка отдела на неприменение судом статьи 136 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как нормы гражданского законодательства не применяются к административным правоотношениям, если это прямо не предусмотрено законодательством (часть 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При изложенных выше обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в ней, и отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 по делу N А80-41/2011 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: |
Сумина Г.А. |
Судьи |
Голиков В.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.