г. Хабаровск
26 сентября 2011 г. |
N Ф03-4436/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, С.Н.Новиковой
при участии:
от истца: Васин В.Н., представитель по доверенности от 08.11.2010 б/н
от ответчика: Морозова В.П., представитель по доверенности от 09.11.2010 N 650
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 22.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011
по делу N А73-2745/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья Н.Л.Коваленко; в суде апелляционной инстанции - судьи С.Б.Ротарь, Т.С.Гетманова, Т.Д.Козлова
По иску общества с ограниченной ответственностью "Магистраль ДВ"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 128 368 руб. 80 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль ДВ" (далее - ООО "Магистраль ДВ", грузополучатель; ОГРН 1072721011351, место нахождения: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Лермонтова, 3, 4) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога, перевозчик; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) о взыскании пеней за просрочку доставки груза в сумме 128 368 руб. 80 коп. согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Решением арбитражного суда от 22.04.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит решение арбитражного суда от 22.04.2011 и постановление апелляционного суда от 30.06.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в исковых требованиях в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель со ссылкой на пункты 5.1, 5.2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом), считает, что фактически просрочка доставки груза составила 0 суток. Ссылаясь на ведомость подачи и уборки вагонов N 106151, указывает на то, что из вагона 58752841, отправленного в адрес ООО "Магистраль ДВ" в составе рефрижераторной секции, производилась выгрузка на станции Чита-1 Забайкальской ж.д.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Магистраль ДВ" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "РЖД" и ООО "Магистраль ДВ" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, перевозчиком - ОАО "РЖД" в адрес грузополучателя - ООО "Магистраль ДВ" в вагонах N N 53709580, 58752031 принят для перевозки груз, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными NN ЭЛ 662121, ЭЛ 660753, в которых указано об истечении срока доставки - 11.08.2010.
ООО "Магистраль ДВ", ссылаясь на то, что указанные вагоны прибыли на станцию назначения - станцию Хабаровск-2 ДВост. ж.д. 17.08.2010, то есть с просрочкой их доставки в 6 суток, обратилось к дороге с соответствующими претензиями от 06.09.2010 и от 14.09.2010 об уплате пеней за просрочку доставки груза в размере 128 368,80 руб.
Отклонение дорогой претензий послужило основанием для обращения ООО "Магистраль ДВ" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Из содержания пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 N 37) следует, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
При этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 11 указанных Правил перевозчик и грузоотправители могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, о чем делается отметка в накладной в графе "Особые заявления и отметки отправителя".
Апелляционным судом установлено, что в транспортных железнодорожных накладных N N ЭЛ 662121, ЭЛ 660753 соответствующая отметка отсутствует. В связи с чем при исчислении срока доставки груза подлежат применению положения статьи 33 УЖТ РФ, Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
При разрешении спора суды установили, что спорные вагоны, отправленные 23.07.2010 со станции Селятино Московской ж.д. по транспортным железнодорожным накладным N N ЭЛ 662121, ЭЛ 660753 в адрес грузополучателя - ООО "Магистраль ДВ", прибыли на станцию назначения Хабаровск-2 ДВост. ж.д. 17.08.2010, что подтверждается отметкой, проставленной в указанных транспортных железнодорожных накладных.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь указанными выше нормами права, установив просрочку доставки груза в количестве 6 суток, недоказанность отсутствия в этом вины дороги, проверив расчет суммы пеней за просрочку доставки груза, признали обоснованными исковые требования ООО "Магистраль ДВ" в размере 128 368 руб. 80 коп.
При этом арбитражные суды отклонили довод ОАО "РЖД" о наличии оснований для увеличения срока доставки груза на основании пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, исходя из следующего.
Согласно пункту 6.7 указанных Правил сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки рефрижераторной секции грузоотправителем, грузополучателем сверх установленных норм при погрузке-выгрузке рефрижераторной секции на одной или нескольких станциях в попутном направлении одним или несколькими грузоотправителями в адрес одного или нескольких грузополучателей.
О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции ______ для _____ (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на ___ сутки, о чем составлен акт общей формы N __ от ___". Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Арбитражные суды установили отсутствие в транспортных железнодорожных накладных N N ЭЛ 662121, ЭЛ 660753, акте общей формы N 2/767 соответствующих отметок, подтверждающих задержку рефрижераторной секции на промежуточной станции Чита-1. В железнодорожной накладной N ЭЛ 660753 проставлена не заверенная календарным штемпелем отметка станции Чита-1 о задержке вагона N 58752031 под выгрузку вагона N 58752841, угрожающей безопасности движения поездов, о чем составлен акт общей формы N 2/767 от 08.08.2010. Однако к ответу на претензию приложен и представлен в суд акт общей формы N 2/767 от 10.08.2010.
В связи с чем суды пришли к выводу о неприменении в данном случае положений пункта 6.7 указанных Правил для увеличения срока доставки груза.
Кроме того, суды отклонили довод дороги, аналогичный доводу кассационной жалобы, о наличии оснований для увеличения срока доставки груза, предусмотренных пунктом 5.2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, на 2 суток, указав на отсутствие в транспортных железнодорожных накладных соответствующих отметок.
Иных доказательств наличия оснований для увеличения срока доставки груза не представлено.
Кроме того, арбитражный суд отклонил ходатайство ОАО "РЖД" о применении к спорным правоотношениям статьи 333 ГК РФ, исходя из недоказанности факта наличия явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 22.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по делу N А73-2745/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
И.А.Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.