г. Хабаровск
27 сентября 2011 г. |
N Ф03-4509/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Котиковой Г.В.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю - представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" - Марин О.В., генеральный директор; Макаров А.Н., представитель по доверенности от 11.01.2011 N б/н;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меридиан"
на решение от 24.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011
по делу N А51-20073/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Анисимова Н.Н., в суде апелляционной инстанции судьи: Солохина Т.А., Еремеева О.Ю., Сидорович Е.Л.
По заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью "Меридиан"
о привлечении к административной ответственности
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - управление; административный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Меридиан" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 24.01.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011, требование административного органа удовлетворено: общество привлечено к административной ответственности и ему назначено наказание в виде предупреждения.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Заявитель жалобы указывает на то, что Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не предусматривает регистрации кадастровых работ при изготовлении межевого плана. Геодезические работы, выполняемые при межевании, как полагает общество, не подлежат регистрации. Кроме того, заявитель жалобы считает, что работы, выполняемые им при межевании земель, являются выносом в натуру и попадают под действие пункта 3.16 Инструкции ГКИНП-17-002-93, при этом при изготовлении межевых планов обществом не использовались координаты государственных геодезических пунктов. По мнению заявителя жалобы, судами не учтены нарушения административным органом требований статьи 28.2 КоАП РФ, а именно: в оспариваемом постановлении не указаны место, время совершения и событие административного правонарушения. Доводы кассационной жалобы представители общества в суде кассационной инстанции поддержали в полном объеме.
Административный орган извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако его представители в судебное заседание не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Общество с ограниченной ответственностью "Меридиан" зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией муниципального образования г. Дальнереченск 12 января 1999 года за основным государственным регистрационным номером 1022500638490, имеет лицензию от 08.04.2009 N ДВГ-00728Г, в соответствии с которой обществу предоставлено право на осуществление геодезической деятельности.
Как установили суды, в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю 08 ноября 2010 года были сданы межевые планы земельных участков (регистрационные номера: 2500/101/10-19087 и 2500/101/10-19237), при проверке которых Управлением Росреестра по Приморскому краю установлено, что их исполнителем является общество, выполняющее в составе работ геодезические работы, заключающиеся в определении координат границ земельного участка при межевании земель. Разрешение на использование координат государственных геодезических пунктов получено не было, в органы госгеонадзора общество не обратилось, разрешение не получило и оплату за пользование материалами и данными фонда не производило. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе об административном правонарушении от 27.12.2010 N 24-13/9.
Указанные обстоятельства, послужили основанием для обращения административного органа с заявлением в арбитражный суд о привлечении ООО "Меридиан" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от 30 000 руб. до 40 000 руб.
Суды, с учётом положений статьи 3, статьи 12, пунктов 42, 43 статьи 17, Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", приложения N 2 к приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", пришли к правильному выводу о том, что деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляется, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической и подлежит лицензированию.
Лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении геодезической деятельности в силу подпунктов "а", "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 N 705 "О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии" являются, в том числе, соблюдение порядка организации и геодезических работ, технических требований к ним, норм и правил их выполнения в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О геодезии и картографии"; соблюдение правил использования и обеспечения сохранности полученных во временное пользование геодезических материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, а также их возвращения в установленные сроки в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О геодезии и картографии".
Геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные, гравиметрические материалы и данные, в том числе в цифровой форме, полученные в результате осуществления геодезической и картографической деятельности и находящиеся на хранении в федеральных органах исполнительной власти, подведомственных этим федеральным органам организациях, образуют государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации (далее - материалы и данные государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации). За пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации для проведения работ в целях извлечения прибыли, за исключением работ, финансируемых соответственно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, взимается плата, включающая в себя затраты на создание, хранение и доставку указанных материалов и данных, а также на услуги по подбору указанных материалов и данных, по изготовлению их копий (пункты 1, 4 статьи 9 Федерального закона N 209-ФЗ).
Согласно пункту 2.3 Инструкции о порядке представления в пользование и использование материалов и данных федерального картографического фонда, утверждённой приказом Роскартографии от 05.08.2002 N 114-пр, предоставление в пользование материалов и данных фонда осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного геодезического надзора, после внесения соответствующей платы.
Поскольку судами установлено и подтверждено материалами дела, что общество за получением разрешения на использование координат государственных геодезических пунктов в органы госгеонадзора не обращалось, разрешение на использование координат не получало и оплату за пользование материалами и данными не производило, требование административного органа о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворено обоснованно.
Доводы общества о том, что геодезические работы, выполняемые при межевании, являются выносом в натуру, попадают под действие пункта 3.16 Инструкции ГКИНП-17-002-93 и не подлежат регистрации, не приняты судами, исходя из следующего.
Пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что "юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами".
В соответствии с пунктом 3.2.1 Стандарта отрасли "Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. Термины и определения" ОСТ 68-14-99 геодезические работы - категория полевых и камеральных работ, основным назначением которых является сбор данных для определения фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени.
В силу статьей 17 Федерального закона "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана).
Согласно статьям 9 и 10 Федерального закона "О геодезии и картографии" геодезические данные - координаты и высоты пунктов Государственной геодезической сети созданы за счет средств федерального бюджета и являются федеральной собственностью, образуя Федеральный картографо-геодезический фонд.
В соответствии с требованиями пунктов 10.3 и 10.7 "Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации", ГКИНП-17-002-93 исходные геодезические данные - координаты и высоты пунктов государственной геодезической сети выдаются установленным порядком только управлениями геодезии и картографии для выполнения работ на конкретном объекте по обоснованным заявкам после регистрации геодезических и картографических работ.
Таким образом, геодезические работы - это работы по определению координат точек земной поверхности при межевании. Под выносом в натуру понимается вынос с заданной точностью точек на местность по существующему проекту прохождения линии границы с указанными координатами точек углов поворота границ землепользования. Факт выполнения обществом такого вида работ подтверждается материалами дела. Кроме того, как установили суды, общество в качестве исходных геодезических пунктов использовало пункты Государственной геодезической сети.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" кадастровая деятельность не относится к лицензируемым видам деятельности.
Вместе с тем согласно Федеральному закону "О геодезии и картографии" деятельность, связанная с определением координат точек земной поверхности, относится к геодезической деятельности. При этом в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" при выполнении кадастровых работ в отношении земельных участков определяются координаты характерных точек границ таких земельных участков.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством геодезическая деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляемая в рамках кадастровой деятельности, подлежит лицензированию согласно статье 12 Федерального закона "О геодезии и картографии".
Учитывая изложенное, доводы общества правомерно отклонены судами, поскольку приведены без учета указанных выше положений и положений статьи 13 Федерального закона "О геодезии и картографии", пункта 5 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 N 273.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не выявлено. Утверждение общества о допущенных управлением процессуальных нарушениях при производстве по делу об административном правонарушении не нашло подтверждения в материалах дела.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 27.12.2010 N 24-13/9, он отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, что заявителем жалобы не опровергнуто.
Остальные доводы общества также были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, фактически сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств и в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению кассационной инстанцией.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций применили нормы материального права соответственно установленным по данному делу обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не допущено. Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 24.01.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 по делу N А51-20073/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Котикова Г.В. |
Судьи |
Меркулова Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.