г. Хабаровск
14 октября 2011 г. |
N Ф03-4055/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии
от государственного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края: В.А.Московкин, представитель, доверенность от 11.01.2011 N 01/11-с
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 24.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011
по делу N А73-2716/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.М.Левинталь, в суде апелляционной инстанции судьи Т.Д.Пескова, Е.В.Гричановская, Е.И.Сапрыкина
По иску Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования
к государственному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края
о взыскании 11 105 224 руб. 07 коп.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее - ХК ФОМС, фонд; ОГРН 1022700921880, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И.Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - ГУЗ "Краевая клиническая больница N 1", учреждение здравоохранения; ОГРН 1022701290600, место нахождения: 680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, 9) о взыскании неосновательного обогащения в размере 11 105 224 руб. 07 коп.
Иск обоснован ссылкой на статью 1102 ГК РФ, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, условиях договора на предоставление медицинской помощи от 11.02.2008 N 200/06-08 и мотивирован необоснованным выставлением ответчиком счетов-реестров для оплаты медицинской помощи незастрахованным гражданам в 2008 году.
Решением арбитражного суда от 24.05.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе ХК ФОМС просит решение арбитражного суда от 24.05.2011 и постановление апелляционного суда от 12.07.2011 отменить как вынесенные при неполном выяснении судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суды не дали оценку правомерности получения ответчиком федеральных внебюджетных средств на оплату медицинской помощи лицам, застрахованным в страховых медицинских организациях (Дальросмед, ОМС СМО), прекративших свою деятельность в 2008 году.
В отзыве на кассационную жалобу ГУЗ "Краевая клиническая больница N 1" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а жалобу - не подлежащей удовлетворению. При этом ссылается на то, что в информационном письме от 23.03.2007 N 1873-07 фонд указал на беспрепятственное оказание медицинской помощи неработающим гражданам по предъявленному полису обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), выданному на территории Хабаровского края (при отсутствии полиса - по паспорту), на протяжении всего периода обмена полисов ОМС в рамках утвержденной Территориальной программы ОМС согласно условиям и порядку предоставления гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи. Также указывает на то, что все оплаченные счета-реестры прошли экспертизу и были приняты к оплате с согласия истца, что свидетельствует о признании фондом всех принятых к оплате и оплаченных случаев, указанных в реестрах.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель учреждения здравоохранения поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, дав по ним пояснения.
ХК ФОМС, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ХК ФОМС (заказчик) и ГУЗ "Краевая клиническая больница N 1" (учреждение) заключен договор от 11.02.2008 N 200/06-08 на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, предметом которого явилось предоставление учреждением лечебно-профилактической помощи гражданам, застрахованным в системе ОМС на условиях и в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Хабаровского края, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год" (далее - Программа ОМС), и ее оплата заказчиком (п. 1.1 договора).
Согласно пункту 7.1 договора срок его действия установлен с 01.01.2008 по 31.12.2008.
В соответствии с пунктом 2.1.7 договора учреждение обязано вести индивидуальный (персонифицированный) учет оказанной медицинской помощи по объемам и стоимости в соответствии с Программой ОМС: формировать реестры и счета за оказанную медицинскую помощь в соответствии с порядком, утвержденным Правлением ХК ФОМС, и предъявлять их к оплате заказчику ежемесячно в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным.
Установлено, что в течение 2008 года ГУЗ "Краевая клиническая больница N 1" направляло в ХК ФОМС счета на оплату экстренной медицинской помощи, оказанной неработающим гражданам, имеющим полисы обязательного медицинского страхования ООО СК "Даль-Росмед", которые прекратили свою деятельность. Фонд принял и произвел их оплату на сумму 11 105 224 руб. 07 коп.
ХК ФОМС, полагая, что оплата медицинской помощи, оказанной больным, не имеющим полиса обязательного медицинского страхования, не входит в предмет договора от 11.02.2008 N 200/06-08, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных в статье 1109 Кодекса.
Исходя из смысла указанной нормы права, при рассмотрении требования о взыскании неосновательного обогащения доказыванию подлежит факт неосновательного обогащения, то есть приобретения или сбережения имущества без установленных законом или сделкой оснований; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица (потерпевшего) тем лицом, к которому предъявлен иск.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из недоказанности истцом факта возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Способы реализации указанного права закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.
В силу статьи 20 данных Основ граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативами, определенными Программой.
В целях обеспечения граждан Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощью, Правительство Хабаровского края постановлением от 24.12.2007 N 246-пр утвердило Территориальную программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год (далее - Территориальная программа).
Вторым разделом Территориальной программы установлено, что в рамках данной программы бесплатно предоставляется первичная медико-санитарная помощь, неотложная медицинская помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь.
Как установлено судами, лицам, за лечение которых ХК ФОМС перечислил ответчику спорную сумму, ГУЗ "Краевая клиническая больница N 1" оказывалась медицинская помощь, что сторонами не оспаривается.
Кроме того, апелляционный суд указал на то, что учреждение здравоохранения не вправе было отказывать указанным лицам в оказании медицинской помощи, в том числе в связи с отсутствием страхового полиса и документов, удостоверяющих личность больных.
Так, пунктом 2.1 Приложения N 1 к Территориальной программе предусмотрено, что медицинская помощь оказывается гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Хабаровского края, при представлении документа, удостоверяющего личность и страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования. При этом отсутствие страхового полиса и документов, удостоверяющих личность, не является причиной отказа в экстренной медицинской помощи.
Законом о медицинском страховании также не предусмотрено обязательное наличие страхового медицинского полиса для возникновения права на получение медицинской помощи.
В соответствии с разделом III Территориальной программы медицинская помощь, предоставляемая в рамках Программы ОМС, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования.
При этом возмещение расходов учреждениям здравоохранения, работающим по Программе ОМС, осуществляется по тарифам за пролеченного больного или оказанную медицинскую услугу, имеющую определенный объем, стоимость и самостоятельное законченное значение в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи населению, разработанными в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.
Судами также установлено, что сформированные учреждением здравоохранения счета-реестры в соответствии с условиями договора от 11.02.2008 N 200/06-08 направлялись фонду, содержали соответствующую информацию о застрахованных гражданах (в том числе номер медицинского полиса) и принимались фондом к оплате, который в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Хабаровского края от 14.03.2006 N 74, производил экспертизу счетов-реестров.
Кроме того, суды указали на то, что фондом 13.03.2009 в рамках заключенного договора ХКФОМС проведена плановая проверка выполнения договорных обязательств по вопросам объема и качества предоставления медицинской помощи, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, доступности медицинской помощи для жителей края, а также обоснованности и достоверности представленных счетов-реестров на оплату медицинской помощи за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, по результатам которой претензий о необоснованном предъявлении к оплате счетов-реестров по случаям оказания медицинской помощи в системе ОМС неработающим гражданам в результате проверки не выявлено (акты от 24.03.2009, от 27.03.2009, справка от 24.03.2009).
С учетом изложенного, оценив представленные в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, установив, что спорные денежные средства подлежали оплате за счет средств ХК ФОМС, были получены учреждением здравоохранения на основании закона и договора от 11.02.2008 N 200/06-08 и израсходованы на компенсацию расходов по оказанию медицинской помощи, арбитражные суды пришли к правильному выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения и в этой связи оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что суды не дали оценку правомерности получения ответчиком федеральных внебюджетных средств на оплату медицинской помощи лицам, застрахованным в страховых медицинских организациях, прекративших свою деятельность, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании указанных выше норм права и опровергаются материалами дела.
Выводы арбитражных судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 по делу А73-2716/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.