г. Хабаровск
11 октября 2011 г. |
N Ф03-4807/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: И.А.Тарасова, С.Н.Новиковой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 25.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011
по делу N А04-1795/2011
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали:
По иску администрации города Благовещенска
к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ
третье лицо: Министерство финансов Амурской области;
о взыскании 7 645 555,00 рублей
Администрация г.Благовещенска (ОГРН 1022800520588; место нахождения: 675000, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, 133) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г.Москва, ул.Ильинка, 9) о взыскании убытков городского бюджета муниципального образования города Благовещенска в размере 7 645 555 руб., необходимых для выплаты денежных средств на приобретения жилья участковым уполномоченным милиции.
Решением суда от 25.05.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, в которой просит их отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Законом "О милиции" обязанность по предоставлению жилой площади участковым уполномоченным милиции возложена на органы местного самоуправления, в связи с чем средства в федеральном бюджете в 2010-2011 годах на данные цели не предусматривались и их выделение должно было производиться за счет средств бюджета субъектов РФ. При этом действующее законодательство, полагает он, не предусматривает последующую компенсацию муниципальным образованиям стоимости жилого помещения из средств федерального бюджета. Кроме того, ссылается на то, что при рассмотрении настоящего спора судом не принято во внимание, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство внутренних дел РФ. Также указывает на недоказанность в действиях ответчика вины, в связи с чем основания для возложения ответственности на него отсутствуют.
Представители лиц, участвующих в деле, в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившим в законную силу решением Благовещенского городского суда Амурской области от 14.09.2010 по делу N 2-8350/10 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Колесникову Алексею Ивановичу на семью из трех человек по договору социального найма жилое помещение в г.Благовещенске в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 54 кв.метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Определением Благовещенского городского суда от 07.02.2011 изменен способ исполнения указанного решения: с администрации города Благовещенска в пользу Колесникова А.И. взыскано 2 788 128 руб.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 23.09.2010 по делу N 2-8597/10 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Петрову Алексею Владимировичу на семью из четырех человек по договору социального найма жилое помещение в г.Благовещенске в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 72 кв.метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Определением Благовещенского городского суда от 08.02.2011 изменен способ исполнения указанного решения: с администрации города Благовещенска в пользу Петрова А.В. взыскано 3 606 408 руб.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 23.09.2010 по делу N 2-8527/10 на администрацию города Благовещенска возложена обязанность предоставить Безденежному Андрею Юрьевичу на семью из трех человек по договору социального найма жилое помещение в г.Благовещенске в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 24,2 кв.метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Определением Благовещенского городского суда от 21.01.2011 изменен способ исполнения указанного решения: с администрации города Благовещенска в пользу Безденежного А.Ю. взыскано 1 251 019 руб.
На взыскание с администрации города Благовещенска указанных выше сумм выданы исполнительные листы.
Администрация г.Благовещенска, полагая, что компенсация расходов, понесенных в результате возмещения стоимости жилья, должна осуществляться за счет средств федерального бюджета, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ "О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов. Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно - правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Таким образом, Законом РФ "О милиции" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым милиции.
При этом судом установлено, что на настоящий момент федеральным законодателем еще не разработан порядок компенсации расходов, понесенных органом местного самоуправления при реализации полномочий, возложенных Законом.
В части 2 статьи 132 Конституции РФ сказано, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Учитывая, что льготы по предоставлению жилой площади сотрудникам милиции предусмотрены федеральным законодательством, и правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в определении N 58-О от 15.02.2005, суд пришел к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений должно осуществляться за счет федерального бюджета.
Факт расходов администрации г.Благовещенска, необходимых для выплаты денежных средств на приобретения жилья участковым уполномоченным милиции подтверждается вступившими в законную силу судебными актами суда общей юрисдикции.
В этой связи суды обоснованно удовлетворили исковые требования за счет казны РФ в лице финансового органа - Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 и 1071 ГК РФ.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, где им дана надлежащая оценка, не подлежащая пересмотру в суде кассационной инстанции в силу ч. 2 ст. 287 АПК РФ.
Нарушений либо неправильного применения судами норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 25.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по делу N А04-1795/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
И.А.Тарасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.