г. Хабаровск
18 октября 2011 г. |
N Ф03-4980/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 23.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011
по делу N А51-5330/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья В.В.Овчинников; в суде апелляционной инстанции - судьи С.Б.Култышев, И.Л.Яковенко, Т.А.Аппакова
По иску Муниципального унитарного предприятия города Владивостока "Некрополь"
к Министерству финансов Российской Федерации3-е лицо: Управление Федерального казначейства по Приморскому краю
о взыскании 1 726 526 рублей
Муниципальное унитарное предприятие города Владивостока "Некрополь" (ОГРН 1022501294100, место нахождения: 690000, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский пр-кт, 28, А) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр.1) о взыскании 1 726 526 рублей затрат, понесенных МУПВ "Некрополь" в период с марта 2010 года по март 2011 года при погребении умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.06.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что расходные обязательства по финансовому обеспечению спорных услуг распределяются между РФ и субъектами РФ в зависимости от того, являлся ли умерший на момент смерти работником или пенсионером. Ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших", заявитель указывает, что обязанность по выделению специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимых средств для оказания услуг по погребению, гарантированных ст. 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", отнесена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Считает незаконным взыскание с него госпошлины по иску.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит жалобу безосновательной.
Как следует из материалов дела, в период с марта 2010 года по март 2011 года МУПВ "Некрополь" осуществляло погребение 257 неустановленных умерших лиц, а также умерших (погибших), не имеющих супруга, близких и иных родственников либо законного представителя умершего.
Факт оказания указанных услуг по погребению в сумме 1 726 526 руб. подтвержден представленными в материалы дела помесячно актами о захоронении невостребованных и опознанных трупов, заявками, справками о смерти, свидетельствами о смерти.
В связи с невозмещением истцу указанных расходов заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств: Пенсионного фонда РФ - на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости; Фонда социального страхования - на погребение умерших работавших граждан и умерших несовершеннолетних членов семей работающих граждан; бюджетов субъектов РФ - в случаях, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
При этом в пункте 3 статьи 9 Закона о погребении источники финансирования расходов по погребению невостребованных умерших и умерших, личность которых не установлена, не указаны.
Вместе с тем пункт 2 статьи 1 Закона о погребении устанавливает гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего.
Услуги по погребению указанных лиц являются мерой социальной защиты граждан, которая в силу статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не относит к полномочиям субъекта РФ, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта РФ, финансирование расходов специализированной службы, связанных с погребением умерших, не имеющих родственников либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также предметам совместного ведения субъектов РФ и Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами. При этом финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств судами установлено, что в спорный период средства на финансирование расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О погребении и похоронном деле", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не передавались.
При рассмотрении спора арбитражный суд правомерно, с учетом действующего в спорный период законодательства о разграничении расходных полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ по предмету совместного ведения, исходил из того, что финансовое обеспечение затрат по захоронению умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Приморский край соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний в свою очередь не смог обеспечить финансирование расходов по погребению умерших (погибших) не имеющих супруга, близких и иных родственников, либо законного представителя умершего, суд правомерно обязал возместить понесенные истцом расходы в размере 1 726 526 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 125, 1069, 1071 ГК РФ.
Доводы заявителя жалобы аналогичны его доводам, изложенным в апелляционной жалобе, которым апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка. Новых доводов, имеющих существенное значение для данного спора, заявителем в кассационной жалобе не приводится.
Неправильного применения норм материального права и нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2011 по делу N А51-5330/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.