г. Хабаровск
21 октября 2011 г. |
N Ф03-5220/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К. Судей: Котиковой Г.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю - представитель не явился;
от Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - Ерохина И.Н., представитель по доверенности от 06.10.2011 N 20-11-29/35;
Отделения по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю - представитель не явился;
от третьих лиц: Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 13.05.2011, на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011
по делу N А51-3163/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Колтунова Н.В., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Бац З.Д., Грачев Г.М.
По заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю
к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю, Отделению по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третьи лица: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
о признании незаконным отказа в принятии постановления к исполнению
Управление Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (ОГРН 1042504382942, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48) (далее - управление службы судебных приставов) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул. Светланская, 69) (далее - УФК по Приморскому краю; казначейство) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 29.11.2010 N 20-04-16/8563, в принятии к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя от 25.06.2010 по исполнительному производству N 5/37/6056/7/2010 о взыскании исполнительского сбора с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края. Управление также просило обязать Отделение Управления Федерального казначейства принять к исполнению указанный исполнительный документ.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент земельных отношений).
Решением суда от 13.05.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011, заявление управления удовлетворено в части признания незаконным оспариваемого отказа в принятии к исполнению указанного выше постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворения заявленных требований, казначейство подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить. Заявитель жалобы, ссылаясь на нормы Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), указывает на ошибочность выводов судов, считая, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора не является судебным актом, на основании которого осуществляется обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как полагает управление и его представитель в суде кассационной инстанции, казначейство, кроме того, не обладает компетенцией по организации исполнения исполнительных документов в отношении должников, которым у него не открыты лицевые счета.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края.
Управление, департамент земельных отношений и отделение по Советскому и Первореченскому районам г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не прибыли.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как установлено судами из материалов дела, 25.06.2010 в связи с неисполнением департаментом земельных отношений исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав - исполнитель Кропачева Т.В. вынесла постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Поскольку взыскание указанных в постановлении денежных средств с должника, являющегося бюджетным учреждением и не имеющего счетов в банках, оказалось невозможным, то постановление о взыскании исполнительского сбора было направлено судебным приставом-исполнителем для исполнения в Управление Федерального казначейства по Приморскому краю.
Казначейство письмом от 29.11.2010 N 20-04-16/8563 возвратило судебному приставу-исполнителю данное постановление без исполнения, мотивируя тем, что в соответствии с главой 24.1 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов.
Не согласившись с отказом казначейства принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, управление службы судебных приставов обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который, удовлетворяя заявленные требования в указанной части, исходил из незаконности оспариваемого отказа. Выводы суда поддержаны апелляционным судом.
Суды обеих инстанций, руководствуясь положениями статьи 239, пунктов 1, 2, 12 статьи 242.4 БК РФ, статьей 7, 12, 68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), а также принимая во внимание по аналогии Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", пришли к обоснованному выводу о том, что казначейство обязано было принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, являющееся исполнительным документом, согласно статье 12 Закона об исполнительном производстве, поскольку должник является федеральным бюджетным учреждением и не имеет счетов в Банке России или иной кредитной организации.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконными действия УФК по Приморскому краю по отказу в принятии постановления от 25.06.2010 по исполнительному производству N 5/37/6056/7/2010 и его возврату без исполнения по указанному выше основанию.
Согласно Положению о Федеральном казначействе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, федеральное казначейство и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему. Их общей задачей является контроль за исполнением федерального бюджета, предварительный и последующий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета. Ссылки заявителя жалобы на отсутствие в Управлении Федерального казначейства по Приморскому краю лицевых счетов должника не опровергают выводов судов о необоснованном отказе в принятии к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя. То обстоятельство, что органы федерального казначейства не обеспечили надлежащую степень взаимодействия между собой, не может являться основанием для неисполнения исполнительного документа и нарушения прав службы судебных приставов на взыскание исполнительского сбора с Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Остальные доводы также были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из ее доводов, у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2011 по делу N А51-3163/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.