г. Хабаровск
25 октября 2011 г. |
N Ф03-5094/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, Е.К. Яшкиной
при участии:
от истца: Пятых О.В., представитель, доверенность б/н от 30.03.2011
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Владивостока
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011
по делу N А51-4245/2011
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи Г.А. Симонова, З.Д. Бац, Г.М. Грачёва
По иску общества с ограниченной ответственностью "Молния"
к администрации города Владивостока
о признании незаконным отказа от 31.01.2011 N 10527Д
Общество с ограниченной ответственностью "Молния" (ОГРН 1032501803278, адрес (место нахождения): 690080, г.Владивосток, ул.Сахалинская, 1-В) (далее - ООО "Молния", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации г.Владивостока (далее - администрация) в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1407 кв.м в районе ул. Добровольского, 39 в г. Владивостоке, выраженного в письме от 31.01.2011 N 10527Д, и об обязании устранить допущенное нарушение прав и интересов путем утверждения и выдачи обществу схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 54 г.Владивостока" (далее - Школа) и общество с ограниченной ответственностью "ДЕК РОСТ" (далее - ООО "ДЕК РОСТ").
Решением от 17.06.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 решение от 17.06.2011 отменено. Суд признал незаконным отказ администрации г.Владивостока в утверждении и выдаче схемы земельного участка площадью 1407 кв.м в районе ул. Добровольского, 39 в г. Владивостоке, выраженного в письме от 31.01.2011 N 10527Д, как несоответствующий Земельному кодексу РФ и обязал администрацию повторно рассмотреть заявление ООО "Молния" от 23.04.2010 с учетом фактических обстоятельств дела и требований статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, администрация г.Владивостока обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что на момент обращения общества с заявлением о предоставлении земельного участка в районе ул.Добровольского, 39 для размещения автостоянки, данный участок был обременен правами третьих лиц. Так, сопоставление схем испрашиваемого земельного участка и участка, переданного в аренду ООО "ДЭК РОСТ", показывает их наложение в значительной степени.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Молния", не согласившись с доводами жалобы, просил обжалуемое постановление апелляционного суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Проверив законность постановления апелляционного суда от 15.08.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 03.05.2007 заявитель обратился в Департамент имущественных отношений Приморского края с заявлением о предоставлении земельного участка приблизительной площадью 700 кв.м в районе ул. Добровольского, 39 в г.Владивостоке для размещения автостоянки.
Письмом от 26.06.2007 N 29/8-20-407 Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент) сообщил заявителю, что его запрос направлен в администрацию для обеспечения изготовления и утверждения проекта границ и дачи заключения о возможности использования участка для указанных целей.
Письмом от 23.04.2010 заявитель, уточнив свои намерения, просил департамент предоставить ему в аренду на 3 года участок площадью 1407 кв.м в районе ул. Добровольского, 39 в г. Владивостоке для размещения автостоянки.
08.09.2010 департамент вновь обратился в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории для целей, не связанных со строительством: для стоянки автотранспортных средств.
Письмом от 01.10.2010 общество представило в администрацию дополнительные документы, в том числе кадастровый план территории, схему расположения земельного участка.
Администрация, рассмотрев обращение департамента и представленные заявителем документы, письмом от 31.01.2011 N 10527Д отказала заявителю в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью 1407 кв.м в районе ул. Добровольского, 39 в г. Владивостоке, сославшись на наличие на него прав третьего лица и наложение испрашиваемого участка на участок, предоставленный Школе в постоянное (бессрочное) пользование. При этом администрация указала, что земельный участок, предоставленный Школе, поставлен на кадастровый учет для осуществления государственной регистрации права.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Молния" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктам 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в уполномоченный исполнительный орган. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 указанной нормы права орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения уполномоченного исполнительного органа с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Далее, уполномоченный исполнительный орган в 2-недельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ), после чего в недельный срок со дня принятия решения заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка (пункт 6 статьи 34 ЗК РФ).
В силу требований пунктов 3, 4 статьи 11 Закона Приморского края N 90- КЗ от 29.12.2003 "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" уполномоченный орган исполнительной власти в 20-дневный срок обращается в орган местного самоуправления, на территории которого находится указанный в заявлении земельный участок, с запросом о выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории только в том случае, когда отсутствуют основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные федеральным законодательством.
Статьями 9, 10 Федерального закона N 59-ФЗ от 02.05.2006 "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления должен обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, запросить необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомить о направлении обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Из смысла указанных норм права следует, что орган местного самоуправления обязан рассмотреть по существу и в установленные сроки обращение уполномоченного органа об утверждении и выдаче заявителю схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учетом зонирования территории (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ), с учетом норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (пункт 3 статьи 33 ЗК РФ), в том числе с учетом размещения инженерной и транспортной инфраструктуры объектов саммита АТЭС 2012 года, планов благоустройства территории города, нахождения участков в непосредственной близости от зданий (в том числе жилых многоквартирных домов в соответствии с нормами отвода придомовой территории), строений, сооружений, на инженерных коммуникациях, красных линиях, местах общего пользования, и по результатам такого рассмотрения принять решение.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что ни на момент подачи ООО "Молния" заявки в порядке статьи 34 ЗК РФ в уполномоченный орган, ни на момент рассмотрения администрацией обращения департамента об утверждении схемы расположения испрашиваемого участка земельный участок, предоставленный Школе в постоянное (бессрочное) пользование в 2006 году, не был сформирован и поставлен на кадастровый учет и не является объектом прав.
При исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств апелляционным судом установлено, что постановлением администрации г.Владивостока N 1275 от 23.06.2006 МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 54 г.Владивостока" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен в районе ул. Добровольского, 41-45 в г. Владивостоке земельный участок площадью 4558 кв.м под размещение площадки для проведения оздоровительных мероприятий детей дошкольного и школьного возраста, и приложением к постановлению утверждена схема расположения этого участка. Пунктами 2.1 и 2.2 постановления на Школу была возложена обязанность в месячный срок со дня издания постановления оформить документы на право постоянного (бессрочного) пользования и зарегистрировать право. Вместе с тем, судом установлено, что до настоящего времени такие мероприятия Школой не проведены.
Кроме того, согласно письму от 02.05.2011 N 02-3-16/2027/01-1-29 ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю в Государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке площадью 4558 кв.м в районе ул. Добровольского, 41-45 в г. Владивостоке.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно не принято во внимание то обстоятельство, что на момент вынесения администрацией оспариваемого отказа испрашиваемый ООО "Молния" земельный участок налагался на земельный участок с кадастровым номером 25:28:030018:401, переданный в аренду ООО "ДЕК РОСТ" в связи с чем испрашиваемый земельный участок действительно не был свободен от прав третьих лиц, поскольку данный факт не был положен в основу обжалуемого обществом отказа, выраженного в письме администрации от 31.01.2011.
Поскольку оспариваемый отказ администрации в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка обусловлен именно фактом его предоставления в постоянное (бессрочное) пользование Школе, апелляционный суд, сделав правильный вывод о незаконности такого отказа, обоснованно удовлетворил требования ООО "Молния".
Выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы в кассационной инстанции не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2011 по делу N А51-4245/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.