г. Хабаровск
25 октября 2011 г. |
N Ф03-5001/2011 |
Резолютивная часть постановления от 18 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: С.Н.Новиковой, Л.Б.Шариповой
при участии:
представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 14.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011
по делу N А51-1902/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Нинюк Т.В., в апелляционном суде судьи С.Б.Култышев, И.Л.Яковенко, Т.А.Аппакова
по иску (заявлению) Войсковой части 83417
к Приморскому краю в лице администрации Приморского края,
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края
о взыскании 26 739 рублей 25 копеек
Войсковая часть 83417 (ОГРН 1022500580288, место нахождения: 692815, Приморский край, Шкотовский р-н, пгт.Шкотово, ул.Тракторная, 25) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Департаменту социальной защиты населения Приморского края (ОГРН 1022502287774, место нахождения: 690007, г.Владивосток, ул. 1-я Морская, 2), Департаменту финансов Приморского края (ОГРН 1022502269360, место нахождения: 690110, Приморский край, Владивосток г., Светланская ул., 22) о взыскании 26 739 руб. 25 коп. - некомпенсированные расходы, связанные с предоставлением мер социальной защиты поддержки инвалидам и семьям с детьми-инвалидами за декабрь 2007 г., за январь - май 2008 г..
Определением суда от 07.04.2011 года по ходатайству истца ответчики: Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края заменены на надлежащих ответчиков: Приморский край в лице администрации Приморского края, Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент социальной защиты населения Приморского края, Департамент финансов Приморского края. Решением от 14.06.2011 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано 22 872 рубля 88 копеек - некомпенсированные расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки инвалидам и семьям с детьми инвалидами за январь-май 2008 года; в удовлетворении исковых требований в сумме 3 866 рублей 37 копеек отказано; в удовлетворении исковых требований к Приморскому краю в лице администрации Приморского края отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Указывает, что Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" не называет источника предоставления льгот; истцом не представлены первичные платежные документы по каждому лицу, которому предоставлены льготы, списки льготников; отсутствуют доказательства, что данная задолженность образовалась в связи с предоставлением льгот лицам, которым предоставлена льгота в соответствии с вышеуказанным федеральным законом. Со ссылкой на статью 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" указывает, что обязанность по возмещению расходов энергоснабжающей организации на предоставление льгот инвалидам возлагается на субъект РФ, а не Министерство финансов РФ. Полагает, что в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" и Федеральным законом от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" утверждены фонды компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в связи с чем обязательства в соответствии с указанными федеральными законами выполнены ответчиком в полном объеме. Считает необоснованным вывод судов о доказанности факта несения истцом убытков в связи с предоставлением льгот указанным лицам.
В отзыве на кассационную жалобу войсковая часть 83417 просит оставить ее без удовлетворения.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что 17.03.2005 между Войсковой частью 83417 (Исполнитель) и администрацией Приморского края заключен государственный контракт на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг в размере 50 процентов за счет средств федерального бюджета N 1Ш, с дополнительным соглашением к нему N 3 от 01.01.2008, по условиям которого исполнитель обязуется предоставлять меры социальной поддержки в форме снижения оплаты жилья и коммунальных услуг льготным категориям граждан, указанным в Приложении N 1 контракта, в том числе в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а администрация Приморского края обязуется возмещать Исполнителю из средств федерального бюджета недополученные доходы, связанные с предоставлением гражданам мер социальной поддержки.
Согласно пункту 1.2. дополнительного соглашения N 3 к государственному контракту N 1Ш уполномоченным органом по исполнению прав и обязанностей администрации является Департамент социальной защиты населения Приморского края.
Истец в период с декабря 2007 года по январь-май 2008 года предоставлял коммунальные услуги инвалидам и семьям с детьми-инвалидами с учетом указанных льгот.
В связи с не возмещением из соответствующего бюджета истцу расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, за указанный период на сумму 26 739,25 руб., войсковая часть 83417 обратилась в арбитражный суд с настоящим иском. Частично удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
При рассмотрении спора арбитражные суды обеих инстанций, руководствуясь порядком разграничения предметов ведения бюджетов, ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", исходили из того, что финансирование расходов по предоставлению вышеупомянутой льготы должно осуществляться за счет федерального бюджета.
Согласно ст. 28.2 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, к которым относится в частности решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан (в том числе инвалидов) осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При этом, суды установили, что в Приморском крае вопрос о размерах, условиях и порядке возмещения расходов на предоставление гражданам-инвалидам мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг законодательно не урегулирован.
В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2004 N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края", категория льготников-инвалидов в перечень граждан, имеющих правовые гарантии социальной поддержки согласно указанному закону, не включена.
Согласно Закону Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год" и Закону Приморского края от 25.12.2007 N 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год" субвенции на оказание социальной поддержки инвалидам по оплате жилья и коммунальных услуг муниципальным образованиям не предусмотрены.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" установлены субвенции бюджетам на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям гражданам в размере 81 712 621,4 рублей. Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" установлены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 89 971 754,2 рублей. Согласно приложению N 6 к Закону Приморского края от 27.12.2006 N 28-КЗ "О краевом бюджете на 2007 год" краевому бюджету в 2007 году установлены субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 1 145 536,90 рублей. Приложением N 6 к Закону Приморского края от 25.12.2007 N 179-КЗ "О краевом бюджете на 2008 год" указанные субвенции установлены в размере 1 274 425,60 рублей. Таким образом, установленные федеральными законами о бюджетах на 2007 и 2008 годы субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан перечислены в краевой бюджет, субвенции на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидам в краевом бюджете предусмотрены не были.
Исходя из вышеизложенного, судами обоснованно сделан вывод о том, что предоставление мер социальной поддержки инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, является расходным обязательством РФ.
Факт предоставления истцом льгот по оплате коммунальных услуг льготной категории граждан в спорный период подтверждается имеющимися в деле списками граждан, включенных в федеральный регистр, с указанием Ф.И.О. льготника, его адреса, вида и номера документа, удостоверяющего право на льготу, сумму предоставленной льготы, а также отчетами по предоставленным льготам на оплату коммунальных услуг, в которых указаны вид услуг, их объем и стоимость, актами сверки. Указанные списки проверены Департаментом социальной защиты населения администрации Приморского края.
В этой связи подлежит отклонению соответствующий довод кассационной жалобы о неподтвержденности истцом факта предоставления льгот указанным категориям граждан как несостоятельный.
Исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 16, 1069 ГК РФ, условиями заключенного между сторонами контракта, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии правовых оснований для возмещения понесенных истцом убытков в сумме 22872,88 руб. за период с января по май 2008 года, составляющих некомпенсированные расходы истца по предоставлению мер социальной поддержки инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и соответственно отказе в удовлетворении исковых требований к Приморскому краю в лице администрации Приморского края.
В части отказа в удовлетворении требований в сумме 3866,37 руб. за декабрь 2007 года в связи с пропуском срока исковой давности выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам, ст.ст. 196, 200 ГК РФ, ст. 12 БК РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что им выполнены обязательства в полном объеме, подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, а иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов, сделанных судами обеих инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции, то у последнего отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 14.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по делу N А51-1902/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
И.А.Тарасов |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.