г. Хабаровск
25 октября 2011 г. |
N Ф03-4251/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Барбатова А.Н.
Судей: Карпушиной Т.Н., Саранцевой М.М.
при участии:
от Территориального органа Росстата по Хабаровскому краю: Домашин Н.М., доверенность от 18.10.2011 N 09/21; Викулина М.Н., доверенность от 18.10.2011 N 09/20;
от ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае: Вошкова Е.В., доверенность от 11.03.2011 N 8юр/871 3286.1-08
от Межрегионального территориального Управления ФСФБН в Хабаровском крае: Лукашина Т.В., доверенность от 21.03.2011 N 14;
от Хабаровского краевого ФОМС: Михлик Д.А., доверенность от 11.01.2011 N 176-08;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: Оленников В.В., доверенность от 11.01.2011 б/н;
от Управления Росздравнадзора по Хабаровскому краю: Куликова З.П., доверенность от 22.03.2011 б/н
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
на решение от 12.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011
по делу N А73-836/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Чакова Т.И., в апелляционном суде судьи Сапрыкина Е.И., Балинская И.И., Швец Е.А.
По заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае
третьи лица: Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования; Межрегиональное территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае; Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Хабаровскому краю; ФГУП "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы"; Учреждение "Учебно-информационный центр при Управлении ФНС России по Хабаровскому краю"; ООО "Востокрефсервис"; ИП Пастушенко А.Г.; ОАО АКБ "Росбанк"; ООО "Русский бивень"; Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
о признании недействительными пунктов 1, 4 распоряжения от 02.12.2010 N 1409
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю (далее - Территориальный орган Росстата; ОГРН 1022700930185, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными пунктов 1, 4 распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае (далее - Управление Росимущества; ОГРН 1042700128371, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Запарина, 65) от 02.12.2010 N 1409 "Об изъятии и закреплении недвижимого имущества, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 69, за федеральными структурами".
Заявление обосновано тем, что оспариваемые пункты распоряжения N 1409 об изъятии из оперативного управления Территориального органа Росстата здания площадью 5 362, 3 по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69 и о закреплении за ним в указанном здании помещений площадью лишь 3 121, 10 кв. м не соответствуют пункту 2 статьи 296 и статье 299 ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и помещений" и нарушают права и законные интересы заявителя.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены:
- Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (ОГРН 1022700921880, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69);
- Межрегиональное территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае (ОГРН 1042700145685, место нахождения: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72);
- Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Хабаровскому краю (ОГРН 1052700146454, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. П. Комарова, 6, 104);
- ФГУП "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы" (ОГРН 1027700191397; место нахождения: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, 23);
- учреждение "Учебно-информационный центр при Управлении ФНС России по Хабаровскому краю" (ОГРН 1022700923740, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 41, 516);
- ООО "Востокрефсервис" (ОГРН 1022700913124, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69, 101);
- индивидуальный предприниматель Пастушенко А.Г.;
- ОАО АКБ "Росбанк" (ОГРН 1027739460737, место нахождения: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, 11);
- ООО "Русский бивень" (ОГРН 1062721081466, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69);
- Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1092721006124, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 86).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.04.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011, заявление Территориального органа Росстата удовлетворено: пункты 1, 4 распоряжения Управления Росимущества от 02.12.2010 N 1409 признаны недействительными как несоответствующие положениям статей 235, 296, 299 ГК РФ и нарушающие права и законные интересы заявителя.
В кассационной жалобе Управление Росимущества просит названные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что суды при вынесении обжалуемых судебных актов неправомерно использовали иные данные о штатной численности работников Территориального органа Росстата, чем те, которыми располагало Управление Росимущества при проведении проверки эффективности использования заявителем помещений в здании; о неверной оценке судами акта проверки эффективности использования федерального имущества от 12.11.2010; о несоответствии буквальному содержанию пункта 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 вывода судов о размещении работников заявителя в здании, исходя из 9 кв. м кабинетной площади на одного человека.
В отзывах на кассационную жалобу Территориальный орган Росстата, Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Хабаровскому краю считают доводы заявителя жалобы необоснованными, а обжалуемые судебные акты - соответствующими нормам права и не подлежащими отмене.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представитель Управления Росимущества поддержал приведенные в жалобе доводы и настаивал на ее удовлетворении.
Представители Территориального органа Росстата, Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Хабаровском крае, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Хабаровскому краю, Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу поддержал доводы заявителя кассационной жалобы.
Иные третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание кассационной инстанции не направили и отзывы на кассационную жалобу не представили.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций установили, что приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края от 15.11.1995 N 349 нежилое здание общей площадью 5 362,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69, передано в оперативное управление Территориальному органу Росстата. Право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.02.2006, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 27 АБ N 0119243.
Распоряжением Управления Росимущества от 02.12.2010 N 1409 вышеуказанное здание изъято из оперативного управления Территориального органа Росстата (пункт 1 распоряжения) и за последним в здании по ул. Фрунзе, 69 в г. Хабаровске на праве оперативного управления закреплены помещения общей площадью 3 121,10 кв. м (пункт 4 распоряжения).
Изданию данного распоряжения предшествовала проверка Управлением Росимущества эффективности использования Территориальным органом Росстата помещений в здании по ул. Фрунзе, 69. По результатам проверки Управление Росимущества пришло к выводу о не эффективном использовании данного здания, в котором Территориальный орган Росстата при фактической численности персонала 184 человека использует помещения площадью 2 652,24 кв. м, то есть 14, 4 кв. м на одного работника вместо нормативных 9 кв. м, а остальную площадь в здании сдает в аренду.
Считая пункты 1, 4 распоряжения от 02.12.2010 N 1409 не соответствующими пункту 2 статьи 296, статье 299 ГК РФ и Постановлению Правительства РФ от 05.01.1998 N 3, Территориальный орган Росстата обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением на основании статьи 198 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Рассматривая заявление Территориального органа Росстата, суды обеих инстанции пришли к выводу о несоответствии оспариваемых пунктов распоряжения от 02.12.2010 N 1409 нормам права, устанавливающим основания и порядок прекращения права оперативного управления, и определяющим права собственника по распоряжению имуществом, находящимся в оперативном управлении.
Так, согласно статье 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (пункт 3 статьи 299 ГК РФ).
Исследовав и оценив доказательства по делу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Управление Росимущества, на котором в силу части 5 статьи 200 АПК РФ лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, не доказало наличие предусмотренных законом оснований для прекращения права оперативного управления заявителя на здание по ул. Фрунзе, 69 в г. Хабаровске.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" при размещении государственных органов и организаций размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. м общей площади на 1 работника аппарата управления.
В имеющемся в деле письме заместителя руководителя Росимущества от 29.11.2005 N ДА-07/26988 разъяснено, что необходимо руководствоваться установленным нормативом размещения 9 кв. м кабинетной площади.
С учетом этого суды пришли к выводу о том, что Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 установлен лишь минимальный размер площади на одного сотрудника организации при размещении в помещениях, используемых в ее уставной деятельности и превышение указанной нормы не может служить основанием для изъятия у Территориального органа Росстата площадей в административном здании.
Управлением Росимущества в процессе рассмотрения дела не было представлено доказательств того, что помещения в здании по ул. Фрунзе, 69 в г. Хабаровске используются Территориальным органом Росстата не по назначению, являются для него излишними или неиспользуемыми по назначению.
Суды установили, что общая площадь здания, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 69, составляет 5 362,3 кв. м. Из указанной площади 1 690,06 кв. м сдается собственником федерального имущества, интересы которого представляет Управление Росимущества, в пользование третьим лицам по договорам аренды и договорам безвозмездного пользования. 2 986,1 кв. м в здании составляют вспомогательные помещения - лестничные клетки, тамбуры, щитовые, лифт, элеватор, туалеты, коридоры, вестибюль, подсобные помещения учебный класс, сектор полиграфии, режимно-секретное подразделение, серверная, конференц-зал, склад, гараж, чердак, подстанция. Кабинетная площадь всего здания, включая сдаваемую в аренду, составляет 2 376,19 кв. м.
Согласно представленному заявителем штатному расписанию Территориального органа Росстата, штатная численность работников, работающих по бессрочным и срочным трудовым договорам в г. Хабаровске, на момент издания оспариваемого распоряжения составляла 266 человек, для размещения которых требуются помещения площадью не менее 2 394 кв. м.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отклонили доводы Управления Росимущества об использовании Территориальным органом Росстата помещений в здании по ул. Фрунзе, 69 в больших пределах, чем установлено законодательно, и обоснованно признали, что оспариваемые пункты распоряжения от 02.12.2010 N 1409 не соответствуют нормам действующего законодательства - положениям статей 235, 296, 299 ГК РФ, Постановлению Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 и нарушают права и законные интересы Территориального органа Росстата.
Нормы материального права, в том числе Постановление Правительства РФ от 05.01.1998 N 3, применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов, либо являются безусловным основанием для их отмены, судами не допущено. По существу доводы кассационной жалобы Управления Росимущества направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных ими доказательств, что правилами главы 35 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
С учетом изложенного принятые по делу решение от 12.04.2011 и постановление от 30.06.2011 не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 12.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2011 по делу N А73-836/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
А.Н. Барбатов |
Судьи |
Т.Н. Карпушина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.