г. Хабаровск
28 октября 2011 г. |
N Ф03-5093/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: А.Н.Барбатова
Судей: А.А.Шведова, С.Ю.Лесненко
при участии
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
на решение от 01.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011
по делу N А51-4529/2011 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.Н.Анисимова, в суде апелляционной инстанции судьи: Г.А.Симонова, З.Д.Бац, А.В.Пяткова
По заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Лазурный"
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
о признании незаконным решения, об обязании восстановить нарушенные права
В судебном заседании 18.10.2011 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 24.10.2011 до 16 часов 50 минут.
Дачное некоммерческое товарищество "Лазурный" (далее - ДНТ "Лазурный", заявитель; ОГРН 1102502002613, место нахождения: 692491, Приморский край, Надеждинский район, п.Новый, ул.Ленина, 8 кв.9) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - департамент, ответчик; ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690105, Приморский край, г.Владивосток, ул.Бородинская, 12) в предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 120000 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, район улицы Артековской, 10 (далее - спорный земельный участок) для ведения дачного хозяйства, изложенного в письме от 31.12.2010 N 29/06-20-22847, и об обязании департамента направить в орган местного самоуправления обращение об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края (далее - Управление), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Росимущество).
Решением от 01.07.2011 в удовлетворении требований отказано по мотиву того, что спорный земельный участок не относится к фонду распределения земель, а также недоказанностью заявителем необходимости в предоставлении земельного участка в указанной в заявлении площади.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 решение суда от 01.07.2011 отменено, признано незаконным решение департамента, изложенное в письме от 31.12.2010, на департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ДНТ "Лазурный" о предоставлении испрашиваемого участка в аренду для целей ведения дачного хозяйства. Судебный акт мотивирован тем, что департаментом не выяснялся вопрос о возможности предоставления спорного земельного участка, исходя из его категории целевого назначения.
В кассационной жалобе Росимущество просит решение и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, судами не учтены те обстоятельства, что спорный земельный участком находится на территории лесного фонда Владивостокского лесхоза, образованного в 1947 году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 04.04.1947 N 856. Распоряжением Министров СССР от 21.06.1956 N 3682-р все земли Владивостокского лесхоза отнесены к лесному фонду (леса первой группы). То, что спорный земельный участок находится на территории лесного фонда, подтверждается лесохозяйственным регламентом Владивостокского лесничества. Ссылается на несоблюдение процедуры включения земель лесного фонда в земли населенных пунктов, в части перевода земель из одной категории в другую. Указывает на то, что принадлежность земель Владивостокского лесхоза к лесам I группы лесного фонда подтверждено Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2002 по делу N 56-Г02-12.
ДНТ "Лазурный" в отзыве на кассационные жалобы считает выводы апелляционного суда соответствующими представленным в дело доказательствам и подлежащим применению нормам права, поэтому предлагает постановление от 03.08.2011 оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность решения от 01.07.2011 и постановления от 03.08.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает постановление апелляционного суда подлежащим отмене, решение суда первой инстанции оставлению в силе по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДНТ "Лазурный" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 17.11.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица (серия 25 N 003497323).
23.11.2010 ДНТ "Лазурный" обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 120000 кв.м, расположенного в районе ул. Артековской, 10 в г.Владивостоке, в кадастровом квартале 25:28:050086 для целей не связанных со строительством - для ведения дачного хозяйства.
Письмом от 31.12.2010 N 29/06-20-22847 департамент отказал в предоставлении земельного участка, мотивировав отказ тем, что спорный земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества.
ДНТ "Лазурный", считая отказ департамента, изложенный в письме от 31.12.2010, незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Как следует из части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесного кодекса), леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Кодекса).
Исходя из статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абзац 4 подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса).
Согласно статье 8 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 1 статьи 11 указанного закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Согласно пункту 1 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ) (далее - Закон N 191-ФЗ) до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Указанной статьей определен состав и порядок согласования документации, необходимой для включения земельных участков в границы населенных пунктов, порядок принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или отказа в принятии такого решения.
По смыслу подпункта 3 пункта 19 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ одним из оснований для принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об отказе во включении земельного участка в границу населенного пункта является наличие мотивированного отказа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение лесными участками (если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов и изменение вида разрешенного использования земельных участков из состава земель лесного фонда) в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Судами установлено, что границы населенного пункта г.Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа", Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010. Постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 N 323-па утверждена схема территориального планирования Приморского края, отражены границы Владивостокского городского округа, границы земель лесного фонда, земли обороны и безопасности, согласованные, в том числе с Федеральным агентством лесного хозяйства.
Согласно фрагменту карты Градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, фрагменту карты Генерального плана Владивостокского городского округа, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 25:28:050086) и отнесен к землям населенных пунктов.
Доказательств государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок, а также незаконности перевода спорного земельного участка в земли населенных пунктов в материалы дела не представлено.
Таким образом, учитывая вышеназванные нормы права и установленные обстоятельства, арбитражные суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что спорный земельный участок в связи с утверждением Генерального плана Владивостокского городского округа и изменением границ населенного пункта перестал относиться к землям лесного фонда.
С учетом изложенного, судом кассационной инстанции отклоняется довод заявителя кассационной жалобы, касающийся отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Согласно пункту 2 статьи 81 Земельного кодекса земельные участки для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства предоставляются гражданам и их объединениям в порядке, установленном настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закона N 66-ФЗ) предусмотрено, что орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 14 Закона N 66-ФЗ орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса).
Таким образом, судом первой инстанции с учетом приведенных норм права сделан правильный вывод о том, что земельный участок может быть предоставлен для размещения дачного некоммерческого товарищества только из фонда перераспределения земель.
Соответственно, установив, что спорный земельный участок не относится к фонду перераспределения земель, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда от 03.08.2011 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 01.07.2011 оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 по делу N А51-4529/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Приморского края от 01.07.2011 по этому же делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н.Барбатов |
Судьи |
А.А.Шведов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.