г. Хабаровск |
|
01 ноября 2011 г. |
N Ф03-5175/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: И.А.Тарасова
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Н.П.Панченко, представитель, доверенность от 19.11.2010 N 684
от открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт": С.В.Костин, представитель, доверенность от 22.04.2011 N 63
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
на решение от 19.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011
по делу N А51-19946/2010
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Н.Шкляров, в суде апелляционной инстанции судьи Л.Ю.Ротко, С.В.Шевченко, И.С.Чижиков
По иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт"
о взыскании 664 564 руб. 67 коп.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", дорога; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "ВМТП", порт; ОГРН 1022502259625, место нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9) о взыскании платы за пользование вагонами в размере 664 564 руб. 67 коп.
Решением арбитражного суда от 19.05.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "ВМТП" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований полностью.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что акт общей формы от 11.01.2010 N 600449, составленный на станции назначения Владивосток ДВост. ж.д., не удостоверяет одновременное наличие обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности за задержку вагонов в пути следования (ст. 39 УЖТ РФ), а именно: задержку груженых вагонов на промежуточной станции из-за неприема их стацией назначения, невозможность принятия груженых вагонов станцией назначения с указанием причин, зависящих от грузополучателя, отсутствие технических возможностей накопления вагонов на станции назначения. Ссылается на необоснованное составление на станции назначения Владивосток ДВост. ж.д. акта общей формы, поскольку порт разрешение на "бросание" вагонов не давал, порт был готов к приему этих вагонов, фронты выгрузки были свободны для приема спорных вагонов. Полагает, что ОАО "ВМТП" не является субъектом правоотношений, регламентируемых статьей 39 УЖТ РФ. Считает ошибочными выводы судов о невозможности принятия вагонов станцией назначения по вине ответчика ввиду занятости фронтов выгрузки (путей 1-4 причала 17, путей 1-3 причала 6), о нарушении портом технологических сроков обработки грузов. Полагает, что дорогой нарушен порядок составления и направления порту документов, на которые истец ссылается в обоснование своих требований.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании кассационной инстанции, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 АПК РФ, представители ОАО "ВМТП" и ОАО "РЖД" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ВМТП" (пользователь) заключен договор от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток, согласно которому осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры и примыкающего стрелочными переводами NN 381, 389, 393 к путям сортировочного парка, стрелочным переводом N 50/52 к продолжению 30-го пути пассажирского парка по станции Владивосток, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
В силу пунктов 4, 5 договора движение поездов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ВМТП". Подача вагонов на железнодорожный путь пользователя производится по интервалу 2 часа в соответствии с разнарядкой натурного листа; перед подачей вагонов на путь пользователя маневровый диспетчер станции по телефону 46-30 согласовывает со сменным диспетчером порта возможность заезда маневрового локомотива на погрузо-выгрузочные пути для производства маневров.
Согласно пункту 8 договора местом разгрузки груза является 6 причал (1, 2, 3 пути), 17 причал (1, 2, 3, 4 пути).
В соответствии с пунктом 19 договора (с учетом соглашения от 10.08.2009 N 273) пользователь уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами за время нахождения вагонов у пользователя, за время задержки вагонов независимо от их принадлежности в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от пользователя, а также за время ожидания их подачи на железнодорожных путях станции по причинам, зависящим от пользователя по условиям Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента доплаты.
Установлено, что в адрес ОАО "ВМТП" на станцию Владивосток ДВост. ж.д. по дорожным ведомостям N N ЭД426963, ЭД627792, ЭД425416, ЭД418318, ЭД425641, ЭД426892, ЭД416986, ЭД463333, ЭД416828, ЭД463235, ЭД418454, ЭД460794, ЭД461562, ЭД416884, ЭД425539, ЭД418540, ЭД462520, ЭД463120, ЭД462596, ЭД463219, ЭД462270, ЭД431063, ЭД463015, ЭД417892, ЭД385918, ЭД417791, ЭД382125, ЭД418554, ЭД418008, ЭД386113, ЭД426161, ЭД418908, ЭД418851, ЭД426746, ЭД431245, ЭД418699, ЭД431371, ЭД418405 в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении отправлены вагоны с грузом, срок доставки которых определен до 07.01.2010, 08.01.2010.
Согласно указанным дорожным ведомостям вагоны прибыли на станцию назначения Владивосток ДВост. ж.д. 11.01.2010.
В период с 29.12.2009 по 11.01.2010 на промежуточной станции Старый Ключ ДВост. ж.д. в ожидании приема станцией назначения Владивосток ДВост. ж.д. вагоны с грузом были "брошены" по причине неприема груза грузополучателем из-за занятости фронтов выгрузки.
В обоснование факта задержки вагонов на станции Старый Ключ ДВост. ж.д. составлен акт общей формы от 29.12.2009 N 600105.
На станции назначения Владивосток ДВост. ж.д. по данному факту составлен акт общей формы от 11.01.2010 N 600449 и накопительная ведомость N 220151.
Основанием для "бросания" и "поднятия" поезда N 1298 послужили приказы от 29.12.2009 N 1133, от 11.01.2010 N 1134, на основании которых уведомлениями от 29.12.2009 N 736, от 11.01.2010 N 784 перевозчик известил грузополучателя о задержке поезда в пути следования и об отправлении этого поезда в адрес порта соответственно из-за занятости путей станции Владивосток ДВост. ж.д. и фронта погрузки-выгрузки вагонами, ранее прибывшими в адрес порта из-за несоблюдения технологических сроков оборота (норм погрузки-выгрузки) вагонов.
На основании вышеперечисленных документов ОАО "РЖД" начислило ОАО "ВМТП" плату за пользование вагонами в размере 664 564 руб. 67 коп., выставив для оплаты счет от 14.04.2010 N 284, неоплата которого послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 39 УЖТ РФ за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, установлен пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, пунктом 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 27. Согласно названным Правилам документом, удостоверяющим факт задержки вагонов на промежуточной станции, является акт общей формы.
Как указано выше, в обоснование факта задержки вагонов на промежуточной станции Старый Ключ ДВост. ж.д. представлен акт общей формы от 29.12.2009 N 600105, составленный перевозчиком на соответствующей станции. В этом акте причиной его составления указано на неприем груза грузополучателем, на приказы перевозчика от 29.12.2009 N 1133, от 11.01.2010 N 1134 о "бросании" поезда N 1298, его "поднятии" соответственно.
В соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Арбитражные суды, руководствуясь указанными выше нормами права, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства (акты общей формы, приказы (распоряжения) на "бросание" и "поднятие" поезда, уведомления о задержке поезда в пути следования, об отправлении поезда в адрес порта, перечень памяток) в их совокупности и взаимосвязи, признав их надлежащими доказательствами, подтверждающими факт задержки вагонов на промежуточной станции Старый Ключ ДВост. ж.д. в спорный период по вине ОАО "ВМТП", установив причину простоя спорных вагонов на промежуточной станции - неприем вагонов станцией назначения Владивосток ДВост. ж.д. вследствие занятости станционных путей спорными вагонами, пришедшими в адрес порта, не принимающего под выгрузку из-за занятости фронтов выгрузки, пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОАО "ВМТП" платы за пользование вагонами в размере 664 564 руб. 67 коп.
При этом суды указали на нарушение ответчиком технологических сроков обработки вагонов, приняв во внимание перечень памяток приемосдатчика и приложенные к нему памятки приемосдатчика.
Доказательств наличия предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ обстоятельств, освобождающих ответчика от внесения платы за пользование вагонами, не представлено.
В этой связи отклоняются доводы кассационной жалобы о недостоверности доказательств и недопустимости их по данному делу в связи с нарушением порядка составления и направления.
Выводы судов сделаны на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств с правильным применением норм материального права.
Довод порта о том, что ОАО "ВМТП" не является субъектом правоотношений, регламентируемых статьей 39 УЖТ РФ, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку правоотношения сторон регулируются договором от 25.01.2006 N 273 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования для ОАО "ВМТП" по станции Владивосток и соглашением к нему от 10.08.2009 N 273, которыми предусмотрено внесение платы ОАО "ВМТП" перевозчику - ОАО "РЖД" за пользование вагонами, независимо от их принадлежности в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от порта, а также за время ожидания их подачи на железнодорожных путях станции по причинам, зависящим от порта.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются кассационной инстанцией как фактически направленные на переоценку установленных арбитражными обстоятельств, что в кассационной инстанции в силу положений статьи 286 АПК РФ недопустимо.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А51-19946/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А.Тарасов |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.