г. Хабаровск |
|
08 ноября 2011 г. |
N Ф03-5418/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, И.А.Тарасова
при участии
от открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт": Л.С.Эгамбердиева, представитель, доверенность от 19.11.2010 N 115
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Т.Н.Балощина, юрисконсульт 1 категории, доверенность от 19.11.2010 N 676
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011
по делу N А73-3268/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде апелляционной инстанции судьи А.И.Михайлова, Т.С.Гетманова, Е.Н.Головнина
По иску открытого акционерного общества "Владивостокский морской торговый порт"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 23 393 руб. 52 коп.
Открытое акционерное общество "Владивостокский морской торговый порт" (далее - ОАО "Владморторгпорт", грузополучатель; ОГРН 1022502259625, место нахождения: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, 9) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", перевозчик; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, 2) о взыскании пеней за просрочку доставки грузов в сумме 23 393 руб. 52 коп. согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Решением арбитражного суда от 25.05.2011 в удовлетворении иска отказано полностью.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 решение арбитражного суда от 25.05.2011 отменено, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит постановление апелляционного суда от 23.08.2011 отменить как принятое с неправильным применением норм материального права при неполном выяснении судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам, оставить в силе решение арбитражного суда от 25.05.2011.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на ошибочность вывода апелляционного суда о том, что в данном случае имела место отправка комплекта контейнеров в одном вагоне (вид отправки "ККВ"), которой соответствует норма суточного пробега 380 км/сут (п. 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, далее - Правила исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом)). Ссылаясь на пункты 11, 21, 23 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 30 (далее - Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах), полагает, что для того, чтобы отправка считалась повагонной, необходимо оформление одной накладной на комплект контейнеров с приложением к ней описи контейнеров, что, по мнению ОАО "РЖД", не имело места в данном случае. Считает, что груз отправлен грузовой скоростью, поскольку спорные контейнеры приняты к перевозке по разным накладным, в графе "вид отправки" проставлена отметка "КО" - контейнерная отправка. В этой связи считает, что срок доставки грузов должен исчисляться исходя из скорости 230 км/сут, предусмотренной для контейнерных отправок.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Владморторгпорт" выразило несогласие с изложенными в ней доводами. Считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению. При этом указывает на то, что в спорных транспортных железнодорожных накладных перевозчиком указан срок доставки грузов исходя из повагонной отправки (ст. 33 УЖТ РФ); провозная плата рассчитана перевозчиком исходя из вида отправка "ККВ", а не "КО", что подтверждается расчетами, имеющимися в материалах дела. Также указывает на отсутствие оснований (накопление и сортировка контейнеров на сортировочных платформах), предусмотренных пунктом 5.8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, для применения контейнерной скорости. Ссылается на то, что согласно транспортным железнодорожным накладным станция отправления для всех спорных вагонов с комплектом контейнеров в собственном вагоне ("ККВ") - Усть-Илимск Вс.ж.д., станция назначения - Владивосток Двост.ж.д., спорные контейнеры отправлены в одно время одним грузоотправителем на одном вагоне и прибыли в одно время в адрес одного грузополучателя без разъединения в пути следования.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "РЖД" и ОАО "Владморторгпорт" поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.
Проверив законность постановления апелляционного суда с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены, предусмотренных в статье 288 АПК РФ.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, по транспортным железнодорожными накладным N N ЭЗ145035, ЭЗ145074 со станции Усть-Илимск ВС.ж.д. перевозчиком - ОАО "РЖД" в адрес грузополучателя - ОАО "Владморторгпорт" на станцию Владивосток Двост.ж.д. были отправлены контейнеры 40 RZDU 500079/0, 40 RZDU 502244/4 на вагоне N 54289970 с грузом - целлюлоза сульфатная небеленая. В данных транспортных железнодорожных накладных указано на то, что срок доставки истекает 01.04.2010.
ОАО "Владморторгпорт", ссылаясь на то, что указанный вагон прибыл на станцию назначения Владивосток Двост.ж.д. 05.04.2010, то есть с просрочкой его доставки в 4 суток, обратилось к дороге с соответствующей претензией от 08.04.2010 N ДПП-398 об уплате пеней за просрочку доставки груза.
Отклонение дорогой претензии послужило основанием для обращения порта в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 33 УЖТ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В соответствии со статьей 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
Из содержания пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 N 37) следует, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.
Нормы суточного пробега в зависимости от расстояния перевозки и вида отправки установлены в пункте 2.1 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Согласно пункту 5.8 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на 3 суток при перевозке на расстояние свыше 1000 км грузов, перевозимых мелкими отправками и в контейнерах, для их накопления и сортировки на сортировочных платформах.
На основании пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Согласно пунктам 6, 6.6, 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки, в том числе в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
О причинах задержки груза, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, и о продолжительности этой задержки перевозчиком составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств нарушения перевозчиком установленного срока доставки грузов, исчисленного исходя из норм суточного пробега, рассчитанного согласно виду отправки "КО", и в этой связи к выводу об отсутствии оснований для взыскания с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов на основании статьи 97 УЖТ РФ.
Отменяя решение арбитражного суда и удовлетворяя иск, апелляционный суд исходил из ошибочности этого вывода арбитражного суда.
Так, апелляционный суд, установил, что в данном случае имела место отправка комплекта контейнеров в одном вагоне (вид отправки "ККВ"), которой соответствует норма суточного пробега повагонной отправки - 380 км/сут.
При этом суд исходил из того, что оба контейнера с одинаковым товаром погружены на один вагон, отправлены в одно время с одной железнодорожной станции одним грузоотправителем и прибыли в адрес одного грузополучателя на одну железнодорожную станцию без сортировки в пути следования.
Судом приняты во внимание разъяснения по порядку определения срока доставки при перевозках контейнеров комплектом в собственном вагоне, данные ОАО "РЖД" телеграммами от 06.09.2006, от 31.05.2005, согласно которым при осуществлении перевозок грузов комплектом контейнеров в вагоне, срок доставки грузов исчисляется как для повагонной отправки.
Кроме того, суд установил, что перевозчик рассчитал срок доставки груза как для повагонной отправки - 01.04.2011, о чем свидетельствует заполненный им раздел транспортной железнодорожной накладной, и взял провозную плату в сумме 32 491 руб. исходя из нормы суточного пробега 380 км за 12 суток (расчет платы), в связи с этим пришел к выводу о том, что перевозчик не заблуждался относительно вида отправки, считая ее отправкой комплектов контейнеров в вагоне.
В этой связи апелляционный суд, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установив просрочку доставки груза в 4 суток, недоказанность отсутствия в этом вины перевозчика, проверив расчет суммы пеней за просрочку доставки груза, признал обоснованными исковые требования ОАО "Владморторгпорт" в размере 23 393 руб. 52 коп.
При этом апелляционный суд отклонил довод ОАО "РЖД", аналогичный доводу кассационной жалобы, о применении к спорным правоотношениям пунктов 11, 21, 23 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах как несостоятельный.
Апелляционный суд также отклонил довод ОАО "РЖД" о продлении срока доставки груза на 2 суток в связи с задержкой груза на станции Тында из-за технической неисправности вагона исходя из следующего.
Пунктами 5, 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом установлены случаи увеличения сроков доставки грузов, которые должны фиксироваться соответствующими актами общей формы с отметками об этом в железнодорожной накладной.
В актах общей формы от 24.03.2010 N 2/3281 и от 25.03.2010 N 2/3317 в качестве обстоятельств, вызвавших их составление, указано: вагон отцеплен по техбраку 441 - излом магистрали воздуховода.
Между тем указанного основания для увеличения сроков доставки грузов пункты 5, 6 указанных Правил не содержат.
Согласно пункту 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом срок доставки грузов увеличивается на все время задержки вагонов на промежуточных станциях в случае задержки вагонов, следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.
В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 20 УЖТ РФ перевозчик обязан подавать под погрузку, в том числе исправные вагоны, контейнеры. Техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов и контейнеров определяет перевозчик.
Перевозчик может быть освобожден от ответственности только тогда, когда представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона, контейнера произошла по вине грузоотправителя.
Поскольку перевозчик не представил доказательства того, что неисправность вагона произошла по вине грузоотправителя, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для продления срока доставки груза на 2 суток.
Выводы апелляционного сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.
Нарушений апелляционным судом норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2011 по делу N А73-3268/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.