г. Хабаровск |
|
22 ноября 2011 г. |
N Ф03-5360/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.Г.Красковской
Судей: Е.К.Яшкиной, Г.А.Камалиевой
при участии:
от ООО "Регион-ДВ": Заозерский Р.Н. - представитель по доверенности от 12.07.2011 б/н
от администрации Советско-Гаванского муниципального района: Шин Ю.М.- главный специалист по доверенности от 30.08.2011 N 1-18/9809
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Нарожный Е.П. - заведующий сектором от 21.01.2011 N 1-07/385
рассмотрел кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 12.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011
по делу N А73-894/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.П.Тищенко,
в апелляционном суде судьи: М.О.Волкова, В.Г.Дроздова, И.В.Иноземцев
по иску общества с ограниченной ответственностью "Регион-ДВ"
к Советско-Гаванскому муниципальному району Хабаровского края в лице
администрации и Управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства, Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 16 807 833 руб. 14 коп.
по встречному иску Советско-Гаванского муниципального района
Хабаровского края
к обществу с ограниченной ответственностью "Регион-ДВ"
о взыскании 17 753 324 руб. 55 коп.
Общество с ограниченной ответственностью "Регион-ДВ" (ОГРН 1082709000483, 682844, Хабаровский край, Советско-Гаванский район, рп.Заветы Ильича, ул.Порт-Артурская, 15, 01) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (ОГРН 1022700597479, 682800, Хабаровский край, г.Советская Гавань, ул.Ленина, 3) о взыскании в соответствии со статьей 15 ГК РФ убытков в размере 16 807 833 руб. 14 коп., связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению в 4 квартале 2010 года (с учетом уточнения требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 30.03.2011 суд признал первоначальными ответчиками по делу Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края (далее - Администрация) и Управление энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства в качестве органа, представляющего ответчика, а также привлек в качестве второго ответчика Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство).
Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края, в свою очередь, обратился к ООО "Регион-ДВ" со встречным требованием о взыскании убытков в размере 17 753 324 руб. 55 коп., связанных с неоплатой стоимости топлива, поставленного в январе 2011 года в количестве 1030, 089 тонн.
Решением от 12.05.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011, исковые требования ООО "Регион-ДВ" удовлетворены частично; в удовлетворении иска, предъявленного к Советско-Гаванскому муниципальному району, отказано; с Хабаровского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в пользу истца взысканы убытки в размере 944 149 руб. 02 коп. В удовлетворении остальной части первоначального иска и встречного иска в полном объеме отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края. В обоснование жалобы Министерство указывает на ошибочность выводов судов о возложении на него обязанности по оплате убытков (отметив, что расчеты по субвенциям с теплоснабжающими организациями осуществляет именно орган местного самоуправления, то есть Администрация), а также выводов относительно цены топлива, поставленного для ООО "Регион-ДВ". Настаивает на выполнении своих расходных обязательств по возмещению убытков своевременно и в полном объеме.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу выразила несогласие с изложенными в ней доводами и просила решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции 08.11.2011 представители Министерства и Администрации доводы жалобы и отзыва на нее поддержали в полном объеме и дали пояснения по обстоятельствам дела. После перерыва в судебном заседании 15.11.2011 представитель ООО "Регион-ДВ" с доводами кассационной жалобы не согласился и просил состоявшиеся судебные акты оставить в силе как законные и обоснованные.
Проверив законность обжалуемых решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит их подлежащими отмене исходя из следующего.
Как установлено судебными инстанциями, ООО "Регион-ДВ", будучи теплоснабжающей организацией, в 4 квартале 2010 года осуществляло снабжение тепловой энергией населения пос.Заветы Ильича Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
Факт оказания услуг теплоснабжения и объем тепловой энергии подтверждены актами и не оспорены сторонами.
Основанием для обращения ООО "Регион-ДВ" с иском в арбитражный суд явилось невозмещение ему убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, за 4 квартал 2010 года в соответствии с положениями Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222).
Исходя из положений статьи 2 названного Закона N 222, возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 24.02.2010 N 5/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ООО "Регион-ДВ" в Советско-Гаванском муниципальном районе" экономически обоснованный тариф в 2010 году установлен в размере 2776,71 руб. за 1 Гкал.
Постановлением губернатора Хабаровского края от 08.12.2009 N 178 "О предельном максимальном тарифе на тепловую энергию для населения на 2010 год" предельный максимальный тариф на тепловую энергию для населения в 2010 году установлен в размере 1 554 руб. за 1 Гкал (без учета НДС).
В результате разница в тарифах между экономически обоснованным тарифом, установленным для истца на тепловую энергию, и предельным тарифом для населения составила 1222,71 руб. за 1 Гкал.
Размер субвенции, подлежащий взысканию с Администрации (16 807 833 руб. 14 коп.) в рамках заявленного иска, истец определил путем умножения объема фактически отпущенного в 4 квартале 2010 года коммунального ресурса населению на разницу в тарифах.
Оценив представленные в дело доказательства с позиции статьи 71 АПК РФ, суды признали расчет субвенций соответствующим статьям 3, 4 Закона N 222, а размер убытков верно определенным истцом. Со стороны ответчиков предъявленный ко взысканию в судебном порядке размер субвенции за 4 квартал 2010 года не оспаривался, что подтверждено представителями Администрации и Министерства в суде кассационной инстанции.
Поводом для обращения Администрации со встречным иском явилась неоплата ООО "Регион-ДВ" стоимости поставленного ему в январе 2011 года топлива в объеме 1 030, 089 тонн. При этом Администрация пояснила, что разница в тарифах на тепловую энергию (субвенции) за 4 квартал 2010 года (заявленная в качестве убытков истцом по первоначальному иску) была компенсирована ООО "Регион-ДВ" путем поставки именно этого объема топлива.
Исследуя обстоятельства настоящего дела, суды выяснили, что согласно схеме централизованной поставки топлива на 2010 год, утвержденной распоряжением губернатора Хабаровского края от 09.12.2009 N 783-р, Администрация Советско-Гаванского муниципального района на основании договоров поручения с получателями социального топлива заключила договор поручения от 03.06.2010 с ООО "Межрайтопливо".
ООО "Регион-ДВ" на 2010 год не заключало договор поручения с Администрацией, не присоединилось к схеме централизованной поставки топлива и приняло на себя обязательство самостоятельно приобретать топливо, но в целях реализации порядка и условий возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, заключило с Управлением энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства (далее - Управление) договор N 1 от 01.10.2010, согласно которому Управление, выступающее от имени Администрации, обязывалось производить перечисление на счет ООО "Регион-ДВ" средств субвенций из краевого бюджета в виде возмещения убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича".
Не являясь получателем социального топлива по схеме централизованной поставки, ООО "Регион-ДВ" тем не менее к отопительному сезону 2010-2011 г.г. не располагало достаточным для теплоснабжения населения на весь отопительный сезон количеством топливом для котельных п.Заветы Ильича.
Во избежание чрезвычайной ситуации в отопительный сезон 2010-2011 г.г. Администрация 16.12.2010 подала в Министерство заявку на поставку топлива ООО "Регион-ДВ". Пунктом 4 Протокола N 16 от 18.12.2010 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Советско-Гаванского муниципального района начальнику Управления предписано: при поступлении информации об уменьшении запасов топлива для котельных п.Заветы Ильича менее чем на двое суток принять меры по поставке топлива на котельные поселения энергообеспечивающей организации для бесперебойной работы котельных; направить запрос в ЗАО "Трансбункер" о наличии на складах предприятия запасов топлива, оплаченных ООО "Регион-ДВ".
Письмом от 24.12.2010 N 94 ООО "Регион-ДВ" выразило согласие на получение топлива в соответствии с решением от 18.12.2010 комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Советско-Гаванского муниципального района.
04.01.2011 ООО "Межрайтопливо" отгрузило в адрес ООО "Городские теплосети" топливо в количестве 1 030, 089 тонн для последующей передачи ООО "Регион-ДВ".
По накладным на передачу ГСМ с места хранения ООО "Городские теплосети" передало ООО "Регион-ДВ" топливо в количестве 1 030, 089 тонн.
Доказательств оплаты со стороны ООО "Регион-ДВ" стоимости этого топлива в материалы дела не представлено.
Установив изложенные выше обстоятельства и оценив имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции сочли, что истец в декабре 2010 года фактически согласился на получение топлива в количестве 1 030, 089 тонн за счет средств субвенций из краевого бюджета на возмещение убытков (разницы в тарифах на тепловую энергию) в 4 квартале 2010 года и эти убытки ему компенсированы состоявшейся в январе 2011 года поставкой социального топлива ООО "Межрайтопливо" через ООО "Городские теплосети".
При этом судебные инстанции отклонили доводы истца, опровергающие получение им ГСМ с места хранения ООО "Городские теплосети" за счет средств субвенций, обоснованные получением топлива в заем с обязательством возвратить его ООО "Городские теплосети".
Помимо этого, определяя объем обязательства в переводе на денежную сумму, исполненного бюджетом Хабаровского края по выплате субвенции перед ООО "Регион-ДВ", суды указали, что в случае надлежащего исполнения обязательств со стороны бюджета денежными средствами последний имел бы возможность приобрести спорное топливо (1030,089 тонн) по более низкой цене, а именно за 15 400,30 руб. за тонну.
Пересчитав стоимость топлива по указанной цене, судебные инстанции признали, что стоимость спорного количества ГСМ составляет 15 863 684, 12 руб., а не 17 753 324, 55 руб. как заявила Администрация во встречном иске.
В результате судебные инстанции вычли из предъявленной истцом ко взысканию суммы убытков (16 807 833,84 руб.) стоимость 1030,089 тонн поставленного ООО "Регион-ДВ" топлива, рассчитанную по цене 15 400,30 руб. за тонну (15 863 684,12 руб.), и сочли, что ООО "Регион-ДВ" не были возмещены убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию в сумме 944 149, 02 руб.
Данная задолженность признана судами обоснованной и подлежащей взысканию по первоначальному иску в качестве убытков ООО "Регион-ДВ" за 4 квартал 2010 года.
При этом в качестве надлежащего ответчика по делу арбитражные суды, руководствуясь статьей 3 Закона N 222, признали Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, поскольку возмещение организациям убытков в соответствии с названным Законом является расходным обязательством края.
Аргументы Министерства относительно надлежащего и своевременного исполнения им своих обязательств перед Администрацией по выплате субвенций признаны судами не подтвержденными материалами дела.
Как следствие, ввиду отсутствия вины и противоправности поведения органов местного самоуправления суды отказали в удовлетворении первоначальных требований к Советско-Гаванскому муниципальному району.
Установленные судами обстоятельства относительно произведенного возмещения истцу по первоначальному иску убытков, возникших в виде разницы в тарифах на тепловую энергию, обусловили отказ в удовлетворении встречного иска по мотиву недоказанности Администрацией вопреки статье 65 АПК РФ своего материального права на иск.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов, сделанными по результатам рассмотрения настоящего спора.
Делая вывод о прекращении между ООО "Регион-ДВ" и Администрацией взаимных обязательств по заключенному договору от 01.10.2010 N 1 на возмещение убытков посредством компенсации субвенций за 4 квартал 2010 года за счет поставленного ООО "Регион-ДВ" третьими лицами в январе 2011 года топлива в количестве 1030,089 тонн, суды не указали, как это согласуется с положениями статьи 410 ГК РФ, предполагающими проведение зачета однородных требований по заявлению одной из сторон.
Кроме того, суды не указали, как это согласуется с условиями самого договора, в котором предусмотрена обязанность Администрации производить оплату субвенций в денежном выражении.
При этом судами в нарушение статьи 71 АПК РФ не получило надлежащей оценки представленное в материалы дела уведомление от 21.04.2011 N 08-17/361 (т.2 л.д.83) на предмет проведения такого зачета между сторонами.
Кроме того, суды установили, что у ООО "Регион-ДВ" возникло право на субвенции за поставленный населению коммунальный ресурс в 4 квартале 2010 года в размере 16 807 833,84 руб., а также признали состоявшейся централизованную поставку социального топлива по заявке Администрации в количестве 1030,089 тонн. Однако, установив значимые для дела обстоятельства, суды в нарушение статей 170, 271 АПК РФ не указали мотивов, почему отказали в удовлетворении первоначальных и встречных требований.
При этом вывод о недоказанности Администрацией своего материального права на встречный иск сделан без должного обоснования и при неполном выяснении обстоятельств, касающихся взаимоотношений Администрации и Министерства с третьими лицами (ООО "Межрайтопливо", ООО "Городские теплосети"), осуществившими поставку спорного топлива ООО "Регион-ДВ". В то же время судами установлено, что поставленное ООО "Межрайтопливо" в адрес истца топливо через ООО "Городские теплосети" оплачено из средств краевого бюджета по заявке Администрации.
Помимо этого, делая вывод о потенциальной возможности ООО "Регион-ДВ" приобрести спорное топливо по цене, ниже заявленной Администрацией, в случае надлежащего исполнения перед ним обязательства со стороны бюджета денежными средствами, суды не отразили, какие обязательства и каким органом были нарушены и в нарушение каких норм права. При этом суды не указали мотивов, почему отвергли доводы Администрации о том, что стоимость поставленного социального топлива составляет 17 753 324,55 руб., притом, что в материалы дела представлены доказательства в подтверждение несения этих затрат и их обоснование. Данные обосновательные документы судами вопреки статьям 170, 271 АПК РФ не исследованы.
В ходе разрешения спора, судебные инстанции правильно применили к спорным правоотношениям положения Закона N 222, предусматривающие возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф, за счет краевого бюджета (статьи 1, 3).
Однако судами не учтено, что в соответствии с требованиями Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N 150) государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям такого рода убытков применительно к спорной ситуации наделен Советско-Гаванский муниципальный район.
Финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета (статья 5 Закона N 150). Порядок предоставления расчетов и перечисления организациям средств на возмещение убытков предусмотрен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Постановление N 35-пр).
Делая вывод о недоказанности утверждений Министерства об исполнении своих обязательств перед Администрацией, суды не отразили в судебных актах, почему не приняли представленные в дело уведомление Министерства, а также платежные поручения, в которых имеются сведения об исполнении последним своих обязательств перед Администрацией по финансовому обеспечению государственных полномочий, как того требуют положения Закона N 150.
Между тем в рамках заявленных исков суду надлежало исследовать значимый для дела вопрос о том, исполнены ли Министерством расходные обязательства перед Администрацией по выплате субвенций, о взыскании которых ООО "Регион-ДВ" заявило в настоящем судебном споре.
Поскольку должной правовой оценки доводы Министерства и представленные им документы не получили, суд кассационной инстанции ставит под сомнение наличие совокупности необходимого состава элементов для привлечения Министерства к гражданско-правовой ответственности с точки зрения статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ.
Как следствие, окружной суд находит голословными выводы судов об отсутствии вины и противоправности поведения органа местного самоуправления, который в силу положений вышеназванного Закона N 150 наделен государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, повлекшие отказ в удовлетворении иска к этому ответчику.
Учитывая вышеизложенное, кассационная инстанции признает выводы судов сделанными по неполно выясненным обстоятельствам, с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
При таких обстоятельствах решение и постановление апелляционного суда подлежат отмене в полном объеме на основании частей 1-3 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить изложенные выше недостатки, обеспечить полноту исследования и оценки всех доказательств по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, дать оценку всем доводам сторон и выяснить схему сложившихся правоотношений всех участников процесса с целью определения возникновения у каждого из них взаимных обязательств по отношению к контрагенту, в том числе по финансовому обеспечению государственных полномочий по выплате субвенций, а также фактического исполнения этих обязательств. В зависимости от установленного суду следует решить вопрос об обоснованности каждого из требований, правильно применив положения статей 15, 16, 410, 1069, 1071 ГК РФ, Законов Хабаровского края N N 222, 150, Постановления N 35-пр и принять новое решение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.05.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по делу N А73-894/2011 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Приостановление исполнения судебных актов по настоящему делу отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Г.Красковская |
Судьи |
Е.К.Яшкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.