г. Хабаровск |
|
02 декабря 2011 г. |
N Ф03-6103/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: С.Е.Лобаря
Судей: Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой
при участии
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Норкина А.Ю., представитель по доверенности от 19.10.2011 N 10-54
рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
на решение от 21.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011
по делу N А51-5493/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции - судья О.В.Васенко, в апелляционном суде - судьи С.Б.Култышев, И.Л.Яковенко, Т.А.Аппакова
по иску заместителя прокурора Приморского края
к Управлению Федеральной службы, государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Леопард-ДВ"
об оспаривании сделки
Заместитель прокурора Приморского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, место нахождения: г. Владивосток, ул. Посьетская, 48, далее - Управление Росреестра), обществу с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Леопард-ДВ" (ОГРН 1072537000502, место нахождения: г. Уссурийск, ул. Краснознаменная, 198, далее - общество) о признании недействительным заключенного ответчиками государственного контракта от 27.12.2010 N 102/06-зк.
Решением суда от 21.06.2011, оставленным без изменения постановлением от 29.08.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с названными судебными актами, Управление Росреестра обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в заявленных исковых требованиях.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указал, что услуги по обслуживанию технических средств охраны и обеспечению безопасности работников нельзя оценивать как услуги по охранной деятельности. Полагает, что действие Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 распространяется лишь на здания и сооружения высших федеральных органов исполнительной власти, административные здания Росреестра и его территориальных органов не подлежат обязательной государственной охране.
В отзыве на кассационную жалобу представитель прокуратуры края не согласился с ее доводами, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения. При этом ходатайствовал рассмотреть кассационную жалобу без его участия.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, отзыва на нее, выступления в судебном заседании представителя Управления Росреестра, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для их отмены.
Как следует из материалов дела, 27.12.2010 Управлением Росреестра (государственный заказчик) и обществом (поставщик) заключен государственный контракт N 102/06-зк на оказание услуг по обеспечению охранного и пропускного режима, охраны посредством пункта централизованной охраны, регламентному обслуживанию технических средств охраны, обеспечению безопасности работников в административных зданиях Управления Росреестра, расположенных в г. Уссурийске, ул. Октябрьская, 58, для нужд Управления Росреестра.
По условиям раздела 3 контракта общество приняло на себя обязательства по организации и обеспечению охраны помещений и материальных средств на указанном объекте, осуществлению пропускного режима, обеспечению соблюдения правил пожарной безопасности, недопущению проникновения в охраняемые помещения посторонних лиц.
ООО "Охранное агентство "Леопард-ДВ" действует на основании лицензии N 803/П на осуществление негосударственной частной охранной деятельности, выданной 13.02.2007 УВД по Приморскому краю.
Прокурор, полагая, что указанный государственный контракт является недействительным, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленный в материалы дела госконтракт от 27.12.2010, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что он является договором возмездного оказания услуг, правоотношения по нему регулируются положениями главы 39 ГК РФ, а также Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Из пунктов 1, 6, 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" следует, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят, в том числе федеральные службы и министерства. Взаимоотношения, полномочия, порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти. В данном Указе предусмотрено образование Федеральной регистрационной службы.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии включена в структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" утверждено положение о ней, в соответствии с которым она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 491 "О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации" указанные органы входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452 утвержден Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, который устанавливает общие правила внутренней организации этих органов.
Приказом Минэкономразвития РФ от 05.10.2009 N 395 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Из положений Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" следует, что охранная деятельность предприятий, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В перечень объектов, подлежащих государственной охране, включены, в том числе здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
С учетом указанных норм права, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что привлечение ООО "Охранное агентство "Леопард-ДВ" к охране помещений Управления Росреестра, относящихся к объектам федерального органа исполнительной власти, противоречат требованиям приведенных норм законодательства в связи с чем государственный контракт от 27.12.2010 недействителен в силу ничтожности.
Кассационным судом отклоняется довод кассационной жалобы о том, что действие Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 распространяется лишь на здания и сооружения высших федеральных органов исполнительной власти в связи с неправильным толкованием указанного Постановления.
Также отклоняется довод жалобы о том, что услуги, оказанные обществом Управлению Росреестра, нельзя оценивать как услуги по охранной деятельности, как противоречащий условиям государственного контракта.
При изложенных обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 21.06.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2011 по делу N А51-5493/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.