г. Хабаровск |
|
05 декабря 2011 г. |
N Ф03-5465/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е. Лобаря
Судей: Л.Б. Шариповой, С.Н. Новиковой
при участии
от закрытого акционерного общества "Альянстрансойл": К.Н.Катренко, представитель, доверенность от 25.04.2011 N 01/2011
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Т.Н.Балошина, юрисконсульт 1 категории, доверенность от 19.11.2010 N 676; А.Е.Кузина, ведущий юрисконсульт, доверенность от 19.11.2010 N675
рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение от 29.06.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011
по делу N А73-2703/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.А.Панина; в апелляционном суде судьи: С.Б.Ротарь, Е.Н.Головнина, Т.Д.Козлова
По иску закрытого акционерного общества "Альянстрансойл"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании 146 240 руб.
В судебном заседании суда кассационной инстанции в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 15 часов 50 минут 22.11.2011.
Определением от 22.11.2011 объявлен перерыв до 14 часов 40 минут 28.11.2011.
В порядке статьи 18 АПК РФ судья И.А. Тарасов в связи с уходом в отпуск заменен на судью С.Н.Новикову, в связи с чем судебное разбирательство начато сначала.
Закрытое акционерное общество "Альянстрансойл" (далее - ЗАО "Альянстрансойл", общество; ОГРН 1027700544376, адрес (место нахождения): 119002, г.Москва, пер.Калошин, 10, стр. 1) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"; ОГРН 1037739877295, адрес (место нахождения): 107174, г.Москва, ул.Н.Басманная, 2) о взыскании на основании статьи 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) штрафа за задержку уборки вагонов с мест погрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования в размере 146 240 руб. (с учетом изменения размера иска в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением арбитражного суда от 29.06.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит изменить эти судебные акты, в удовлетворении требования общества о взыскании 92 720 руб. отказать.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, неправильное применение норм материального права. При этом указывает на то, что передача уведомлений о готовности вагонов к уборке не после завершения погрузки и окончания грузовой операции, а в более ранний период является нарушением договора от 22.12.2006 N 167 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий открытому акционерному обществу "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" (далее - ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод"), примыкающий к станции Хабаровск-1, а также статьям 25, 26 УЖТ РФ, пунктам 14, 23 Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 28, пунктам 3.2 - 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26. Считает, что установленный договором двухчасовой срок уборки вагонов должен исчисляться с момента истечения двух часов после принятия перевозчиком уведомления о завершении грузовой операции. При этом исходит из того, что приемосдатчик груза может принять вагоны только после завершения грузовой операции и предоставления ему грузоотправителем заполненной в установленном порядке транспортной железнодорожной накладной. Перевозчик в свою очередь может убрать вагоны с мест погрузки только после приема вагонов приемосдатчиком с проверкой пригодности в техническом коммерческом отношении. Указывает на то, что суды не приняли во внимание имеющиеся в материалах дела памятки приемосдатчика, подписанные без возражений представителем ЗАО "Альянстрансойл", в которых время уведомления о завершении грузовой операции соответствует времени завершения грузовой операции и готовности вагона к уборке. Оспаривает выводы суда о необоснованности довода ОАО "РЖД" по применению договора от 17.01.2008 N НЮ-60. Считает, что штраф за задержку уборки вагонов, рассчитанный в соответствии со статьями 62, 99, 100 УЖТ РФ, составляет 53 520 руб.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Альянстрансойл" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, а жалобу - без удовлетворения. Считает, что ни законодательство, ни договор от 22.12.2006 N 167 не содержат запрета на заблаговременное уведомление о завершении грузовых операций. Двухчасовой минимальный период между приемом уведомления о готовности вагонов к уборке и фактической уборкой вагонов локомотивом перевозчика необходим для технический подготовки перевозчика к уборке вагонов после завершения грузовой операции грузополучателем (грузоотправителем). На момент, указанный в уведомлениях о времени завершения грузовой операции, во всех вагонах по спорным памяткам приемосдатчика проведены замеры массы, а сами вагоны осмотрены в техническом и коммерческом отношении и опломбированы, то есть полностью готовы к уборке.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "РЖД" и ЗАО "Альянстрансойл" поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на неё соответственно.
Как установлено судами в соответствии с материалами дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик), ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" (владелец железнодорожных путей необщего пользования) и ЗАО "Альянстрансойл" (пользователь) заключен договор от 22.12.2006 N 167 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод", примыкающий к станции Хабаровск-1 (с учетом протокола разногласий).
В соответствии с пунктом 1 договора подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов для пользователя на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего стрелками N N 41, 42, 43 к соединительному пути между станцией Хабаровск-1 и парком Ветка-Пристань, осуществляется локомотивом перевозчика.
О готовности вагонов к уборке пользователь передает перевозчику уведомление по телефону дежурному по станции Хабаровск-Пристань (п. 11 договора).
Согласно пункту 12 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2009) срок на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки устанавливается на основании технологии работы станции примыкания Хабаровск-1 и железнодорожного пути небщего пользования ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод", и равен 2 часам.
При этом срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем.
В период с 01.05.2010 по 30.05.2010 перевозчиком в нарушение указанных условий договора допускалось несоблюдение сроков уборки вагонов-цистерн с железнодорожных путей необщего пользования.
В этой связи ЗАО "Альянстрансойл" направило ОАО "РЖД" претензию от 28.10.2010 N 691 об уплате на основании статьи 100 УЖТ РФ штрафа за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки, которая оставлена перевозчиком без рассмотрения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований общество представило ведомости подачи и уборки вагонов и памятки приемосдатчика, подписанные сторонами, уведомления о готовности вагонов к уборке, перечень которых дан в решении арбитражного суда от 29.06.2011.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
Согласно статье 100 УЖТ РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 43, урегулирован порядок оформления и взыскания с перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, с владельцев железнодорожных путей необщего пользования штрафов, предусмотренных УЖТ РФ, при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Так, согласно пункту 2 этих Правил основанием для начисления сумм штрафов являются транспортные железнодорожные накладные, ведомости подачи и уборки вагонов, акты общей формы, коммерческие акты и иные документы.
В соответствии со статьей 56 УЖТ РФ подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, не имеющих складов и погрузочно-разгрузочных площадок на не принадлежащих им железнодорожных путях необщего пользования, осуществляются по договору соответственно между грузоотправителями, грузополучателями, перевозчиком и владельцем такого железнодорожного пути необщего пользования. Данный договор устанавливает порядок подачи и уборки вагонов.
В силу пункта 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила эксплуатации железнодорожных путей), сроки на уборку вагонов устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на подачу и уборку вагонов. Такой срок исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
По смыслу положений пунктов 3.4 - 3.6 Правил эксплуатации железнодорожных путей двухчасовой минимальный период между приемом уведомления о готовности вагонов к уборке и фактической уборкой вагонов локомотивом перевозчика необходим для технической подготовки перевозчика к уборке вагонов после фактического завершения грузовой операции грузополучателем (грузоотправителем).
С учетом изложенного, суды, оценив в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в деле доказательства (ст. 71 АПК РФ), исходя из толкования положений пункта 12 договора от 22.12.2006 N 167 в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2009, регулирующего вопрос исчисления срока на уборку вагонов (ст. 431 ГК РФ), и пункта 3.7 Правил эксплуатации железнодорожного пути, установив факт задержки уборки спорных вагонов-цистерн свыше договорного времени и соответствие установленному порядку представленного истцом дополнительного расчета штрафа, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
При этом суды указали на то, что этот расчет произведен исходя из установленного договором срока уборки вагонов (2 часа), исчисленного после фактического завершения грузовой операции и готовности вагонов к уборке, к которому добавлено дополнительное время в случае направления уведомления о завершении грузовой операции заблаговременно, но менее, чем за 2 часа до окончания грузовой операции и фактической готовностью вагонов к уборке, что не противоречит пункту 12 договора от 22.12.2006 N 167 (в редакции дополнительного соглашения от 28.01.2009) и соответствует статье 100 УЖТ РФ.
Доводы ОАО "РЖД", аналогичные доводам кассационной жалобы, относительно порядка исчисления срока уборки вагонов, со ссылкой на вышеуказанные Правила и статьи УЖТ РФ, суды отклонили как несостоятельные.
Довод о необоснованном неприменении положений договора от 17.01.2008 об электронном обмене данными, аналогичный доводу кассационной жалобы, апелляционный суд также отклонил исходя из того, что наличие этого договора не исключает применение установленного порядка уведомления.
Ходатайство ответчика об уменьшении штрафа на основании статьи 333 ГК РФ арбитражный суд первой инстанции отклонил как бездоказательное, приняв во внимание законный характер неустойки.
Выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны с правильным применением норм материального права.
Доводы заявителя жалобы отклоняются как не нашедшие подтверждения в суде кассационной инстанции и фактически направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанции, что в кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не допустимо.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.06.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2011 по делу N А73-2703/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
Л.Б.Шарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.