г. Хабаровск |
|
23 ноября 2011 г. |
А51-18005/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю - Бессонов С.К., представитель по доверенности от 24.01.2011 N 286/01-23
от Законодательного собрания Приморского края - представитель не явился
от третьих лиц:
общества с ограниченной ответственностью "Востоктепло" - Никитенко В.А., генеральный директор; Беляев С.В., представитель по доверенности от 17.01.2011 N 01/11
Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" - Федосик Т.В., представитель по доверенности от 29.08.2011 N 548/11
Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края - Фадеев Е.А., представитель по доверенности от 07.02.2011 N 16-348; Чернышева О.В., представитель по доверенности от 07.02.2011 N 16-349
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Законодательного собрания Приморского края, Краевого государственного
унитарного предприятия "Примтеплоэнерго", Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
на решение от 12.09.2011
по делу N А51 - 18005/2010 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судьи: Голоузова О.В., Анисимова Н.Н., Фокина А.А.
По заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
к Законодательному собранию Приморского края
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Востоктепло", Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго", Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края
о признании недействующим нормативного правового акта в части
Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС по Приморскому краю, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействующей части 2 статьи 1 Закона Приморского края от 03.12.2007 N 162-КЗ "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" в редакции Закона Приморского края от 24.06.2009 N 444-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон Приморского края N 162-КЗ).
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Востоктепло" (далее - ООО "Востоктепло"), Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - КГУП "Примтеплоэнерго") и Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.
До принятия решения по делу антимонопольный орган отказался от заявленного требования, указав на то, что часть 2 статьи 1 Закон Приморского края не ограничивает конкуренцию. При подаче заявления в арбитражный суд была допущена ошибка.
Рассмотрев отказ антимонопольного органа, суд применил часть 8 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в соответствии с которой отказ антимонопольного органа не препятствует рассмотрению дела по существу.
Решением суда от 14.03.2011 часть 2 статьи 1 Закона Приморского края N 162-КЗ признана соответствующей Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного органа от 02.06.2011 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение. При этом суд указал на нарушение порядка предоставления финансовой поддержки (пункт 3 статьи 19 Федерального закона N 135-ФЗ), а также на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не определены границы товарного рынка услуг по теплоснабжению, не установлены наличие или отсутствие преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов, установленных оспариваемой нормой, и как они отразились на определенной конкурентной среде.
При новом рассмотрении дела решением от 12.09.2011 часть 2 статьи 1 Закон Приморского края N 162-КЗ в редакции от 24.06.2009 года в части внесенных изменений со слов "оказывающие услуги по теплоснабжению непосредственно населению" признана несоответствующей части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ и недействующей. Суд пришел к выводу, что оспариваемая норма в указанной части ограничивает конкуренцию на рынке услуг по теплоснабжению, поскольку ведет к сокращению числа хозяйствующих субъектов, а также о нарушении порядка предоставления финансвой поддержки.
В кассационных жалобах Законодательное Собрание Приморского края, Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, КГУП "Примтеплоэнерго" просят принятый по делу судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
УФАС по Приморскому краю поддержало кассационные жалобы.
ООО "Востоктепло" просит решение суда оставить без изменения как соответствующее действующему законодательству.
Законодательное Собрание Приморского края извещено в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако представителя для участия в заседании суда кассационной инстанции не направило.
Дело рассмотрено судом кассационной инстанции в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 1531 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 16.11.2011. Определение о перерыве размещено на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа www.fasdvo.arbitr.ru 09.11.2011. Представители Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, КГУП "Примтеплоэнерго", УФАС по Приморскому краю, ООО "Востоктепло", присутствовавшие в судебном заседании, извещены об объявленном перерыве в судебном заседании.
После перерыва судебное заседание продолжено с использованием систем видеоконференц-связи.
Проверив обоснованность доводов жалоб, отзыва на жалобы, выслушав присутствовавших в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Законодательным Собранием Приморского края в целях предупреждения ситуаций, которые могут привести к прекращениям или сбоям в теплоснабжении населения Приморского края, в соответствии с полномочиями, установленными подпунктом 51 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", 21.11.2007 принят Закон Приморского края N 162-КЗ. Согласно статье 1 названного закона его действие распространяется на организации, зарегистрированные на территории Приморского края, оказывающие услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства, доля которых в оказании указанных услуг на территории одного муниципального образования Приморского края составляет более 35 процентов.
24.06.2009 Законодательным Собранием Приморского края принят Закон Приморского края N 444-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "О поддержке организаций, оказывающих на территории Приморского края услуги по теплоснабжению объектов жилищно-коммунального хозяйства", согласно которым право на получение поддержки предоставляется только организациям, оказывающим услуги по теплоснабжению непосредственно населению, и только в случае роста цен на топливо (мазут топочный, топливо котельное мазут, дизельное топливо, топливо судовое маловязкое), закупаемое для производства тепловой энергии, и эти расходы не были учтены при установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Согласно оспариваемой норме производители тепловой энергии, в том числе для населения, но не оказывающие услуги по передаче тепловой энергии непосредственно населению, права на получение финансовой поддержки не имеют и не могут компенсировать расходы не учтенные при установлении предельных максимальных уровней тарифов и связанные с ростом цен на топливо в течении расчетного периода регулирования.
Оспариваемая норма ставит такие предприятия в неравное положение с другими предприятиями Приморского края, производящими тепловую энергию для населения и непосредственно оказывающие услуги по передаче тепловой энергии населению, и ведет к убыточной деятельности и как следствие - банкротству предприятий.
Статьей 15 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти, в том числе органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 17 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ суд пришел к выводу о том, что сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке, является признаком ограничения конкуренции и соответственно обоснованно признал оспариваемое положение со слов "оказывающие услуги по теплоснабжению непосредственно населению", недействующим.
Кроме того, суд указал на то, что поскольку закон содержит ограничение на получение финансовой поддержки, Законодательное Собрание Приморского края неправомерно не применило положения пункта 3 статьи 19 Федерального закона N 135-ФЗ при принятии оспариваемого закона.
Доводы жалоб о том, что ООО "Востоктепло" и КГУП "Примтеплоэнерго" осуществляют свою деятельность на разных товарных рынках и между ними отсутствует конкуренция, отклоняется судом кассационной инстанции, так как не имеют правового значения по рассматриваемому спору.
Ссылка Законодательного Собрания Приморского края на приоритет норм Бюджетного кодекса Российской Федерации над нормами Федерального закона N 135-ФЗ, в связи с чем пункт 3 статьи 19 названного закона не подлежит применению, отклоняется судом кассационной инстанции. В силу статьи 22, 23 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем проверок законов субъектов Российской Федерации на предмет соответствия требованиям, установленным антимонопольным законодательством.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.09.2011 по делу N А51-18005/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Г.В. Котикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.