г. Хабаровск |
|
15 декабря 2011 г. |
А51-8168/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: О.Г. Красковской, С.И. Гребенщикова
при участии
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования города Дальнегорска Приморского края
на определение от 22.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011
по делу N А51-8168/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А. Полукаров, в апелляционном суде судьи: Е.Л. Сидорович, Н.В. Алферова, Г.М. Грачев
По заявлению администрации муниципального образования города Дальнегорска Приморского края
к Контрольно-счетной палате Дальнегорского городского округа
о признании незаконными действий и заключения
Администрация Дальнегорского городского округа Приморского края (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Контрольно-счетной палате Дальнегорского городского округа (далее - контрольно-счетная палата, ответчик) о признании незаконными заключения на отчет об исполнении бюджета Дальнегорского городского округа за 2010 год от 29.04.2011 N 8 и действий контрольно-счетной палаты по проведению проверки годового отчета об исполнении бюджета Дальнегорского городского округа за 2010 год как несоответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Определением суда от 22.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое заключение носит рекомендательный характер и не влечет каких-либо правовых последствий для заявителя.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о несоответствии выводов судов о рекомендательном характере заключения контрольно-счетной палаты действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. Также администрация указывает на то, что ею оспаривались как заключение контрольно-счетной палаты, так и действия последней по проведению проверки, подготовке и составлению заключения.
В отзыве на кассационную жалобу контрольно-счетная палата приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить судебные акты без изменения.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что они подлежат отмене в части в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Контрольно-счетная палата Дальнегорского городского округа является постоянно действующим контрольным органом городского округа, осуществляющим контроль за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольно-счетная палата Дальнегорского городского округа входит в структуру органов местного самоуправления, обладает правами юридического лица.
По итогам внешней проверки годового отчета контрольно-счетной палатой было подготовлено и направлено в администрацию заключение на отчет об исполнении бюджета за 2010 год Дальнегорского городского округа.
Полагая, что заключение на годовой отчет и действия контрольно-счетной палаты по его составлению не соответствуют нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Проанализировав заключение на отчет об исполнении бюджета за 2010 год Дальнегорского городского округа, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оно носит информационный, рекомендательный характер. Указанное заключение не является властно-распорядительным актом, не содержит обязательных для администрации предписаний, либо распоряжений, касающихся его прав и обязанностей.
Установив при рассмотрении дела, что оспариваемое заключение не имеет характера ненормативного правового акта порождающего для заявителя какие-либо права и обязанности, суды обоснованно прекратили производство по делу.
В то же время, дав правильную оценку оспариваемому заключению, суды не рассмотрели заявление администрации в части законности действий контрольно-счетной палаты.
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 (ред. от 26.02.2009) "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса о принятии к производству заявлений об оспаривании действий, совершаемых должностными лицами органов финансового контроля в рамках предусмотренной разделом VIII.1 БК РФ внешней проверки бюджетной отчетности, а также заявлений об оспаривании решений о проведении указанной проверки, судам необходимо учитывать, что соответствующие дела подведомственны арбитражным судам.
Требование о признании незаконными действий контрольно-счетной палаты по проведению проверки и составлению заключения содержится в заявлении администрации по настоящему делу и поддерживалось последней в ходе рассмотрения дела, однако судами фактически не рассмотрено. Вместе с тем прекращение производства по делу в указанной части в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду противоречит действующему законодательству и разъяснениям Пленума ВАС РФ.
При таких обстоятельствах определение от 22.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 о прекращении производства по делу в полном объеме не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а дело в указанной части направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить действия контрольно-счетной палаты на соответствие требованиям бюджетного законодательства и разрешить заявление администрации в соответствующей части по существу.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение от 22.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2011 по делу N А51-8168/2011 Арбитражного суда Приморского края в части прекращения производства по делу о признании незаконным заключения от 29.04.2011 N8 Контрольно-счетной палаты Дальнегорского городского округа на отчет об исполнении бюджета Дальнегорского городского округа за 2010 год оставить без изменения.
В остальной части указанные определение и постановление апелляционного суда отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
О.Г. Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.