г. Хабаровск |
|
14 декабря 2011 г. |
А59-1085/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от Областного автономного учреждения "Сахалинский центр регионального маркетинга" - представитель не явился
от Министерства экономического развития Сахалинской области - Киреенко А.В., представитель по доверенности N 5-150/11 от 24.01.2011
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области - представитель не явился
от третьих лиц: Правительства Сахалинской области, общества с ограниченной ответственностью "Сахалинский международный экспоцентр" - представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Областного автономного учреждения "Сахалинский центр регионального маркетинга", Министерства экономического развития Сахалинской области
на решение 26.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011
по делу N А59-1085/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Шестопал И.Н.; в суде апелляционной инстанции судьи: Грачёв Г.М., Симонова Г.А., Пяткова А.В.
По заявлениям Областного автономного учреждения "Сахалинский центр регионального маркетинга", Министерства экономического развития Сахалинской области
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
третьи лица: Правительство Сахалинской области, общество с ограниченной ответственностью "Сахалинский международный экспоцентр"
о признании недействительными решения и предписания
Министерство экономического развития Сахалинской области (далее - Министерство экономического развития, министерство) и областное автономное учреждение "Сахалинский центр регионального маркетинга" (далее - ОАУ "Сахалинский центр регионального маркетинга", учреждение) обратились в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлениями о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - УФАС по Сахалинской области, антимонопольный орган) от 21.04.2011 по делу N 05-13/10 о нарушении антимонопольного законодательства и выданного на его основании предписания. Определением от 28.04.2011 дела объединены в одно производство.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 01.04.2011 привлечены Правительство Сахалинской области, общество с ограниченной ответственностью "Сахалинский международный экспоцентр" (далее - ООО "Сахалинский международный экспоцентр").
Решением от 26.05.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку факт нарушения антимонопольного законодательства подтверждён материалами дела.
В кассационных жалобах Министерство экономического развития и ОАУ "Сахалинский центр регионального маркетинга" просят принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В отзывах на жалобы УФАС по Сахалинской области просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения как законные и обоснованные.
ОАУ "Сахалинский центр регионального маркетинга", УФАС по Сахалинской области, Правительство Сахалинской области, ООО "Сахалинский международный экспоцентр" извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако представителей для участия в судебном заседании не направили.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 07.12.2011. Определение о перерыве размещено на официальном сайте Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа http://www.fasdvo.arbitr.ru 30.11.2011. Присутствовавший в судебном заседании представитель Министерства экономического развития извещён об объявленном перерыве в судебном заседании под роспись
Проверив обоснованность доводов жалоб, отзывов на жалобы, выслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя Министерства экономического развития, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, УФАС по Сахалинской области на основании материалов проверки, проведённой в связи с обращением в антимонопольный орган ООО "Сахалинский международный экспоцентр" на действия Правительства Сахалинской области, Министерства экономического развития, выразившиеся в принятии постановления от 09.04.2010 N 151 "Об утверждении перечня выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, финансируемых в 2010 году частично или полностью за счёт средств бюджета Сахалинской области", возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 15, статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что в соответствии с пунктом 3.8 Положения о Министерстве экономического развития, утверждённого постановлением администрации Сахалинской области от 18.12.2009 N 534-па, к полномочиям министерства отнесено проведение конференций, совещаний, семинаров, организация и проведение выставок, ярмарок и конгрессных мероприятий. Положением об организации выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, осуществляемой при участии органов исполнительной власти Сахалинской области, утверждённым постановлением Правительства Сахалинской области от 02.07.2010 N 319, предусмотрено привлечение специальной организации (оператора) для обеспечения исполнения обязанностей организатора или участника - органа исполнительной власти Сахалинской области - выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий. Оператор для исполнения своих обязанностей имеет право на договорной основе привлекать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункты 4.7, 4.9 Положения).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Сахалинской области от 09.04.2010 N 151 "Об утверждении перечня выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий, финансируемых в 2010 году частично или полностью за счёт средств бюджета Сахалинской области" выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия финансируются из бюджета Сахалинской области. Пунктом 5 названного постановления на государственное унитарное предприятие "Сахалинский экспоцентр" возложено обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти Сахалинской области по вопросам подготовки и проведения выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.
10.11.2010 распоряжением N 1531-р ООО "Сахалинский экспоцентр" ликвидировано. Для осуществления деятельности по организации и проведению выставочно-ярмарочных, конгрессных и иных информационно-маркетинговых мероприятий распоряжением Правительства Сахалинской области от 08.06.2010 N 390-р создано ОАУ "Сахалинский центр регионального маркетинга". Между министерством и учреждением заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии учреждению на предоставление услуг по обеспечению участия органа исполнительной власти Сахалинской области в конгрессном мероприятии.
Квалифицируя указанные обстоятельства как нарушение пункта 1 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган применил положения части 1 статьи 3, статьи 5, пунктов 5, 14 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов). Согласно данному закону потребность субъекта Российской Федерации в товарах (работах, услугах), необходимых для обеспечения государственных нужд, удовлетворяется посредством размещения заказов.
На основании рассмотренных материалов антимонопольным органом принято решение от 21.01.2011 и выдано предписание министерству о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа в указанной части, министерство и учреждение обратились в арбитражный суд с заявлениями о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правильно применили положения части 1 статьи 15, статьи 16, части 1 статьи 3, статьи 5, пунктов 5, 14, части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов и пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия ограничивают конкуренцию на рынке выставочно-ярмарочных услуг, поскольку нарушают равенство между участниками рынка и создают дискриминационные условия деятельности для других участников рынка.
Частью 1 статьи 15, статьей 16 Закона о защит конкуренции установлены запреты на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами.
Таким образом, положения названных норм устанавливают запреты на акты, соглашения и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.
Учитывая, что оспариваемые действия затрагивают конкурентоспособность лиц, осуществляющих деятельность на рынке выставочно-ярмарочных услуг, суды правомерно признали оспариваемые в части решение и предписание антимонопольного органа соответствующим действующему законодательству.
Доводы кассационных жалоб министерства и учреждения о том, что требование о проведении торгов не распространяется на случаи заключения договоров на выполнение работ, оказание услуг с некоммерческими организациями, которые не осуществляют деятельности, приносящей доход, то есть не являются хозяйствующими субъектами, правомерно отклонены судебными инстанциями, поскольку Закон о размещении заказов, в силу статей 1, 3, регулирует отношения связанные с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг за счёт средств Федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции данный закон распространяется на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением недобросовестной конкуренции и в которых участвуют российские юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В статье 4 Закона о защите конкуренции товар (в том числе работа, услуга) определен как объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в гражданский оборот. Судебными инстанциями установлено и подтверждено материалами дела, что выставочно-ярмарочные и конгрессные услуги оказываются на возмездной основе: оплачиваются из краевого бюджета. Поэтому выставочно-ярмарочные услуги по рассматриваемому делу подпадают под действие Закона о защите конкуренции.
Не основан на действующем законодательстве и довод Министерства экономического развития о том, что антимонопольным органом не установлены негативные последствия оспариваемых действий для ООО "Сахалинский международный экспоцентр", поскольку частью 1 статьи 15, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещены акты, действия, соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Довод министерства о том, что выставочно-ярмарочные и конгрессные услуги оказываются автономным учреждением в целях осуществления полномочий органа государственной власти, также не неоснователен, так как орган государственной власти не может использовать такие полномочия в целях недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Данное требование прямо закреплено в части 1 статьи 15, статье 16 Закона о защите конкуренции.
Ссылки министерства на допущенные антимонопольным органом при принятии оспариваемых решения и предписания процедурные нарушения были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая, что судебные инстанции при рассмотрении дела правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа,
ПОСТАНОВИЛ
решение от 26.05.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по делу N А59-1085/2011 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.