г. Хабаровск |
|
21 декабря 2011 г. |
А51-4642/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Меркуловой Н.В.
при участии
от закрытого акционерного общества "Интернэшнл Ойл Компани" - Степанова И.В., представитель по доверенности от 26.05.2011;
от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю - Селиванова Т.В., представитель по доверенности от 17.01.2011 N 05-14/9;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока - Севастьянова Н.А., представитель по доверенности от 17.01.2011 N 11-12/01/018535; Коноваленко Е.А., представитель по доверенности от 23.03.2011 N 11-11/01/004470;
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока
на решение от 11.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011
по делу N А51-4642/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Тимофеева Ю.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Бац З.Д., Солохина Т.А.
По заявлению закрытого акционерного общества "Интернэшнл Ойл Компани"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока
о признании недействительным решения от 31.12.2010 N 12/5777 в части
Закрытое акционерное общество "Интернэшнл Ойл Компани" (далее - общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока (далее - инспекция; налоговый орган) от 31.12.2010 N 12/5777 в части установления завышения убытка для целей налогообложения в сумме 16 348 716 руб., налога с доходов иностранной организации в сумме 684 624 руб., начисления пеней в сумме 66 522 руб. и штрафа в сумме 128 757 руб., а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - управление) от 09.03.2011 N 132-11/14.
Решением суда от 11.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемые решения инспекции и управления, как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), признаны недействительными в части предложения удержать и перечислить в бюджет налог с доходов иностранной организации в сумме 684 624 руб., начисления пеней в сумме 66 522 руб. и штрафа по пункту 1 статьи 123 НК РФ в сумме 128 757 руб. В остальном (завышение убытка для целей налогообложения на сумму 16 348 716 руб.) заявителю отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление и инспекция подали кассационные жалобы, в которых выражают несогласие с выводами судов о признании недействительными решений в части, касающейся налога с дохода иностранной организации, пеней и штрафа, просят отменить решение и постановление в этой части. Как полагают управление и инспекция, суды неправильно применили нормы материального права, в частности положения подпункта 2 пункта 2 статьи 284 и подпункта 8 пункта 1 статьи 309, пункта 1 статьи 310 НК РФ, пришли к ошибочному выводу о налогообложении дохода иностранного юридического лица (компании "North East Pacific Bunkering LTD") по налоговой ставке 10 % вместо 20 %. Кроме того, и инспекция и управление в кассационных жалобах ссылаются на отсутствие документов, подтверждающих постоянное местопребывание иностранной компании, в связи с чем, полагают не подлежащим применению к возникшим спорным правоотношениям Соглашение от 05.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал".
Представители управления и инспекции в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах.
Общество в отзывах на кассационные жалобы и его представитель в судебном заседании против отмены судебных актов возражают, просят оставить их без изменения как законные и обоснованные.
Судебное заседание кассационной инстанции проведено по правилам статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены в обжалуемой части принятых по делу судебных актов.
Как установили суды и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности ЗАО "Интернэшнл Ойл Компании" за период 2008 - 2009 годы, по результатам которой составлен акт от 07.12.2010 N 512 и, с учетом рассмотрения возражений налогоплательщика, принято решение от 31.12.2010 N 12/577 о привлечении общества к налоговой ответственности, в том числе по пункту 1 статьи 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 128 757 руб. Кроме того, инспекцией предложено обществу удержать и перечислить в бюджет налог с доходов иностранной организации в сумме 684 624 руб., пени по этому налогу в сумме 66 522 руб., а также установлено завышение организацией убытка для целей налогообложения на 16 348 716 руб.
Решением управления от 09.03.2011 N 132-11/14 по апелляционной жалобе общества, решение инспекции оставлено без изменения и вступило в силу.
Основанием для вывода о неправомерном не удержании налога иностранной организации в указанной сумме, как видно из решения инспекции, явилось нарушение обществом положений пункта 3 статьи 24 и подпункта 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, выразившееся в неправильном применении налоговой ставки 10 % на доходы иностранного юридического лица, не связанные деятельностью через постоянное представительство.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что обществом и иностранной компанией "North East Pacific Bunkering LTD", имеющей место нахождения Fortuna Court, 284 Arch.Makarios III Avenue, 3105 Limassol Cyprus, заключен договор аренды судна без экипажа (бербоут-чартер) от 11.11.2008, в связи с чем заявителем выплачивался доход, с которого последний удерживал налог по ставке 10 %.
Нарушение налоговым агентом положений пункта 1 статьи 310 и подпункта 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, выразившееся в неправильном применении налоговой ставки повлекло, как считает инспекция и подтвердило управление, не перечисление в бюджет налога за проверяемый период в сумме 684 624 руб., в связи с чем обществу начислены пени и штраф.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 309 НК РФ доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках, от источников в Российской Федерации относятся к доходам иностранной организации, которые не связаны с деятельностью через представительства в Российской Федерации, и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты таких доходов.
В силу положений пункта 1 статьи 310 НК РФ налог с видов доходов, указанных в подпункте 7 пункта 1 статьи 309 НК РФ (в части доходов от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе по лизинговым операциям), исчисляется по ставкам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ - 20 процентов со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 названного пункта и пунктах 3 и 4 этой же статьи с учетом положений статьи 310 НК РФ.
Налог с видов доходов, указанных в подпункте 7 (в части доходов от предоставления в аренду или субаренду морских, воздушных судов или иных подвижных транспортных средств или контейнеров, используемых в международных перевозках) пункта 1 статьи 309 НК РФ, исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 статьи 284 НК РФ, то есть 10 процентов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в данной части, и с ним согласился апелляционный суд, исходили из положений статьи 11 и абзаца 2 подпункта 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ, в котором дано определение "международным перевозкам" в целях названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации. Под "международными перевозками" в соответствии с данной нормой понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
Как установили суды из материалов дела и не оспаривают лица, участвующие в деле, общество на зафрахтованном у иностранной компании "North East Pacific Bunkering LTD" судне "Фортуна-1" осуществляло каботажную перевозку грузов между российскими портами.
Следовательно, для целей налогообложения доходов иностранного юридического лица, что обусловлено особым правовым статусом последнего, и применительно к положениям статьи 309 НК РФ, такая перевозка, как правильно указали суды, относится к международной.
Понятие "международная перевозка", которое дано в подпункте 8 пункта 1 статьи 309 НК РФ аналогично тому, которое содержит пункт "g" статьи 3 упомянутого выше Соглашения от 05.12.1998, что обосновано отметили суды.
Таким образом, вывод судов об отсутствии у заявителя обязанности применения при выплате дохода иностранному юридическому лицу и удержании налога налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, то есть превышающей 10 %, основан на правильном истолковании названных выше положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылки инспекции и управления на Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, а также на Международные медико-санитарные правила, принятые 23.05.2005 в г.Женеве Резолюцией WHA58.3, Конвенцию о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, заключенной 09.10.1997 в г.Бишкеке, Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (г.Женева 14.11.1975), Конвенцию о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (г.Женева 01.05.1976) и другие нормы международного права, в силу изложенного выше правомерно судами не приняты.
Правовых оснований для применения положений подпункта 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ, на которые указывал заявитель, суды в данном случае не усмотрели.
Согласно пункту 1 статьи 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, за исключением случаев, определенных пунктом 2 статьи 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода.
В подпункте 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ исключение сделано в отношении выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.
В силу названной нормы при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом, указанным в международном договоре соответствующего иностранного государства.
При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, этот доход освобождается от удержания налога у источника выплаты.
Несоблюдение условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 310 НК РФ, обязывает налогового агента произвести удержание из дохода, выплачиваемого иностранному юридическому лицу, налога и перечислить его в бюджет.
Суды, оценивая доказательства в деле, пришли к выводу о том, что представленный обществом заверенный (апостилированный) документ, выданный Министерством связи и труда Республики Кипр Регистр N 11607 от 18.02.2009, содержащий сведения о постоянном пребывании иностранной компании "North East Pacific Bunkering LTD", подтверждает юридический статус данной иностранной организации, но не является надлежащим подтверждением ее постоянного местонахождения применительно к Соглашению от 05.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал", поскольку компетентным органом Республики Кипр в силу подпункта "i" пункта 1 статьи 3 Соглашения является Министр финансов или его уполномоченный представитель.
Факт удержания и перечисления в бюджет при выплате обществом дохода от сдачи судна в аренду компании "North East Pacific Bunkering LTD" налога с дохода, полученного иностранной организацией по ставке 10%, установлен судами и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Таким образом, доводы налоговых органов, выводов судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, были предметом рассмотрения, получили надлежащую правовую оценку и в силу положений статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, в связи с чем кассационные жалобы управления и инспекции следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 11.08.2011 и постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2011 в обжалуемой части по делу N А51-4642/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.