г. Хабаровск |
|
23 декабря 2011 г. |
А04-1907/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Ю.Лесненко
Судей: А.А. Шведова, Т.Н.Карпушиной
при участии
от истца: Белоусов Владимир Викторович - юрисконсульт по доверенности от 30.11.2010 N ДЭК-20-15/133Д
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
отделения по г.Зее Управления Федерального казначейства по Амурской области
на решение от 07.07.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011
по делу N А04-1907/2011 Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.М.Фадеев; в суде апелляционной инстанции судьи - С.Б.Ротарь, Е.Н.Головнина, Т.Д.Козлова
По иску открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к отделению по г.Зее Управления Федерального казначейства по Амурской области
об урегулировании разногласий
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" ( ОГРН 1072721001660, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Тигровая, 19, далее - ОАО "ДЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к отделению по г.Зее Управления Федерального казначейства по Амурской области (ОГРН 1022800927269, место нахождения: 676246, Амурская область, г.Зея, пер.Пионерский, 4; далее - отделение по г.Зее УФК по Амурской области, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта от 01.01.2011 N ХХ08Э0001110 по абзацу 2 пункта 1.5, пунктам 3.2.8, 5.2, 5.9.
Решением суда от 07.07.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011, исковые требования удовлетворены, пункты 1.5, 3.2.8, 5.2, 5.9 государственного контракта от 01.01.2011 N ХХ08Э0001110 приняты в редакции ОАО "ДЭК".
Не согласившись с принятыми судебными актами, отделение по г.Зее УФК по Амурской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление. Заявитель жалобы считает, что поскольку отделение по г.Зее УФК по Амурской области является государственным заказчиком, действующим в целях обеспечения государственных нужд, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), являющиеся специальными нормами по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По мнению заявителя жалобы, оплата по государственному контракту осуществляется в соответствии с расходными обязательствами ответчика за счет средств федерального бюджета, следовательно, все изменения и дополнения к государственному контракту должны быть отражены в дополнительных соглашениях для дальнейшего размещения данных изменений в установленном порядке на официальном сайте Российской Федерации и оплаты счетов по электроэнергии без нарушения бюджетного законодательства.
ОАО "ДЭК" в отзыве и в судебном заседании через своего представителя с доводами кассационной жалобы не согласилось, считает судебные акты законными и обоснованными.
Отделение по г.Зее УФК по Амурской области о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Проверив законность решения от 07.07.2011 и постановления от 26.09.2011 с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, при заключении государственного контракта от 01.01.2011 N ХХ08Э0001110 (далее - контракт) между ОАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и отделением по г.Зее УФК по Амурской области (государственный заказчик) возникли разногласия по абзацу 2 пункта 1.5, пунктам 3.2.8, 5.2, 5.9 контракта.
Поскольку стороны не достигли соглашения по спорным пунктам договора, ОАО "ДЭК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 421 ГК РФ условия договора определяются сторонами, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.
Абзац 2 пункта 1.5 контракта предусматривает принятие сторонами к исполнению нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере электроэнергетики, в том числе, устанавливающих иной, по сравнению с договором, порядок организации отношений сторон и субъектами электроэнергетики по применению тарифов и определения стоимости электрической энергии (мощности), оплаты отклонений фактических объемов потребления от договорных, возмещения расходов в связи с изменением договорного объемов потребления электрической энергии на территориях, не объединенных с ценовые зоны, с даты их вступления в законную силу без внесения соответствующих изменений в контракт.
Пункт 3.2.8 контракта предусматривает порядок изменения в сторону уменьшения либо увеличения договорных величин энергии (без учета мощности).
Пункт 5.2 контракта предусматривает возможность изменения тарифов в период действия контракта в соответствии с решениями (постановлениями) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, без переоформления и введения их в действие со дня, указанного в соответствующем нормативном акте.
Пункт 5.9 контракта предусматривает, что при принятии Федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов иного порядка определения диапазона числа часов использования заявленной мощности и/или применения тарифа на электрическую энергию, иной установленный порядок при определении обязательств по контракту применяется сторонами без внесения соответствующих изменений в контракт.
Рассмотрев разногласия сторон, арбитражные суды пришли к правильному выводу о правомерности требований ОАО "ДЭК" о включении этих условий в контракт, поскольку их содержание соответствует статьям 539, 541 ГК РФ, положениям Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", приказу Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 364-э/4 "Об утверждении правил применения цен (тарифов), определения стоимости электрической энергии (мощности), реализуемой на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объемов потребления электрической энергии (мощности) от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема потребления электрической энергии (мощности) на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка".
Доводы заявителя жалобы о приоритетном значении норм Закона N 94-ФЗ по отношению к нормам гражданского законодательства и иным правовым актам в сфере энергетики, судом кассационной инстанции отклонены, поскольку согласно пункту 4.1 части 4 статьи 9 Закона N 94-ФЗ, цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2-6.4 настоящей статьи.
В пункте 2.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
В связи с изложенными обстоятельствами, учитывая, что предметом спора является урегулирование разногласий, возникших при заключении государственного контракта, регулирующего отношения между сторонами в сфере энергоснабжения, Закон N 94-ФЗ в данной части правоотношений предусматривает исключение и соответственно не является специальным по отношению к нормам гражданского законодательства и иным правовым актам в сфере энергетики.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным ответчиком по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, поскольку в ней, по существу, ответчик повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Оснований для переоценки установленных арбитражными судами обстоятельств, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Поскольку при рассмотрении дела арбитражными судами правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 07.07.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2011 по делу N А04-1907/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Ю.Лесненко |
Судьи |
А.А. Шведов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.