г. Хабаровск |
|
26 декабря 2011 г. |
А51-11759/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Октябрьсктоптранссервис" - представитель не явился
от Думы Октябрьского района Приморского края - Саполович О.В., представитель по доверенности от 02.12.2011 N 3
от третьего лица: администрация Октябрьского муниципального района - Саполович О.В., представитель по доверенности от 02.12.2011 N 3
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Октябрьсктоптранссервис"
на определение от 03.11.2011
по делу N А51-11759/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: определение вынесено судьями: Фокиной А.А., Анисимовой Н.Н., Бибик Н.Л.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Октябрьсктоптранссервис"
к Думе Октябрьского района Приморского края
третье лицо: администрация Октябрьского муниципального района
о признании недействующим нормативного акта в части
Общество с ограниченной ответственностью "Октябрьсктоптранссервис" (далее - ООО "Октябрьсктоптранссервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к заинтересованному лицу - Думе Октябрьского района Приморского края (далее - Дума Октябрьского района) - о признании недействующими пункта 1 решения от 28.04.2011 N 66-НПА "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Октябрьского района" и приложения N 1 к указанному решению в части установления ставки арендной платы по виду разрешенного использования "Карьеры уголь/прочие" графа 16 в размере 500%.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, определением от 07.09.2011 привлечена администрация Октябрьского муниципального района Приморского края (далее - администрация).
Определением 03.11.2011 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд пришёл к выводу о неподведомственности дела арбитражному суду.
В кассационной жалобе общество просит принятый по делу судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.
Проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав присутствовавшего в судебном заседании представителя Дума Октябрьского района и администрации, кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Таким образом, пункт 1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации содержит открытый перечень подведомственных арбитражным судам дел об оспаривании нормативных правовых актов, поскольку устанавливает, что иными федеральными законами к компетенции арбитражных судов могут быть отнесены дела, не перечисленные в названной норме.
Согласно статье 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) решения, принятые путём прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд. Перечень сфер данная норма не содержит.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 9 Информационного письма N 80 от 13.08.2004 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учётом изложенного, вывод суда о неподведомственности спора о признании недействующим в части нормативного акта представительного органа местного самоуправления об определении размера арендной платы за земельные участки - решения Думы Октябрьского района - арбитражному суду не основан на нормах действующего законодательства, в связи с чем определение суда о прекращении производства по делу подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 284-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа,
ПОСТАНОВИЛ
определение от 03.11.2011 по делу N А51-11759/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.К. Кургузова |
Судьи |
Н.В. Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.