г. Хабаровск |
|
16 января 2012 г. |
А51-2358/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В. Цирулик
Судей: С.И. Гребенщикова, О.Г. Красковской
при участии:
от ответчика: Тихонова М.В., представитель, доверенность б/н от 21.06.2011
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток"
на решение от 21.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011
по делу N А51-2358/2011
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья А.К. Калягин, в апелляционном суде судьи: К.П. Засорин, С.В. Шевченко, И.С.Чижиков
По иску открытого акционерного общества "Владивосток Авиа"
к открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Владивосток"
о взыскании 2 548 555, 43 руб.
Закрытое акционерное общество "Владивосток Авиа" (ОГРН 1022500528203, адрес (место нахождения): 692756, Приморский край, г. Артем, ул. Портовая, 41) (далее - ЗАО "Владивосток-Авиа") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Международный аэропорт Владивосток" (ОГРН 1082502000239, адрес (место нахождения): 692760, Приморский край, г. Артем, ул. Портовая, 41) (далее - ОАО "Международный аэропорт Владивосток") о взыскании 2 548 555 руб. 43 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате внесения истцом ответчику платы за регистрацию пассажиров, в виде тарифа за использование оборудования для систем регистрации пассажиров в период с 01.05.2008 по 22.11.2010 по заключенному сторонами 15.02.2008 соглашению N 63/01-2008-388/51-2008 по наземному обслуживанию (далее - соглашение от 15.02.2008) без правовых оснований (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением от 21.07.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением и постановлением апелляционного суда, ОАО "Международный аэропорт Владивосток" подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что при утверждении тарифа за обслуживание пассажиров в него не включались расходы за использование оборудования для системы регистрации пассажиров с электронными билетами - SITA DCS. В этой связи считает, что ответчик оказывал отдельную услугу по предоставлению оборудования и программного обеспечения для регистрации пассажиров с электронными билетами.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы и настаивал на ее удовлетворении. Представитель истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимал.
Проверив законность решения от 21.07.2011, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для их отмены.
Судами установлено, что 15.02.2008 между ОАО "Владивосток Авиа" (перевозчик) и ОАО "Международный аэропорт Владивосток" (обслуживающая сторона) заключено стандартное соглашение ИАТА по наземному обслуживанию N 63/01-2008-388/51-2008 (далее - соглашение).
Пунктом 1.2 соглашения установлено, что основные ставки сборов и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов взимаются согласно утвержденному в соответствии с Приказом "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов" Прейскуранту ставок сборов и тарифов на наземное обслуживание ответчика.
Согласно пункту 4.2.12 приложения А к соглашению ответчик предоставляет истцу оборудование для автоматической регистрации пассажиров и багажа.
Во исполнение приказа ОАО "Международный аэропорт Владивосток" N 149 от 18.04.2008 "Об утверждении прейскуранта аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание" ответчик утвердил и ввел в действие с 01.05.2008 прейскурант аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание, в том числе, тариф за использование оборудования для систем регистрации пассажиров в размере 3,36 руб./пас.
ЗАО "Владивосток Авиа", ссылаясь на то, что взимание платы за услуги, оказываемые ответчиком, сверх тарифа, установленного действующим законодательством является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Воздушного кодекса РФ перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" услуги в аэропортах включены в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Перечень, а также порядок применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 110 от 02.10.2000 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
В силу пункта 4.1.1 Приказа "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов" тариф за обслуживание пассажиров устанавливается за услуги, предоставляемые при регистрации и посадке на воздушное судно убывающих пассажиров, встрече и сопровождении
прибывающих пассажиров (без использования технических и транспортных средств) и обработке багажа, включая регистрацию пассажиров, взвешивание и
оформление багажа.
Согласно пункту 2 Порядка применения аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, являющегося приложением N 2 к Приказу "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов" не допускается применение ставок сборов, тарифов за наземное обслуживание и цен на материально-технические ресурсы, не зарегистрированных и/или не опубликованных в установленном порядке.
Следовательно, по смыслу указанных норм права у обслуживающей стороны отсутствует право применять при расчете стоимости услуг тарифы, отличные от тех, которые установлены в предусмотренном законом порядке.
Однако при исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в порядке статьи 71 АПК РФ судами установлено, что утверждения ответчику в спорный период тарифа за использование оборудования для систем регистрации пассажиров в соответствии с Приказом "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов" не производилось. При этом, судами принято во внимание, что согласно пункту 4.1.1 Приказа "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов" установлен тариф за обслуживание пассажиров, включающий регистрацию пассажиров, взвешивание и оформление багажа.
Таким образом, арбитражные суды, установив, что в период с 01.05.2008 по 22.11.2010 ЗАО "Владивосток Авиа" оплачивало ОАО "Международный аэропорт Владивосток" тариф за использование оборудования для систем регистрации пассажиров, не утвержденный в установленном законом порядке, и, сделав правильный вывод об отсутствии у ответчика законных оснований для взимания с истца тарифа за использование оборудования для систем регистрации пассажиров в виде отдельного платежа, обоснованно удовлетворили исковые требования на основании статьи 1102 ГК РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что при утверждении тарифа за обслуживание пассажиров в него не включались расходы за использование оборудования для системы регистрации пассажиров с электронными билетами - SITA DCS, в связи с чем обслуживающая организация несет дополнительные расходы, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку для компенсации указанных расходов ответчику необходимо было обратиться в соответствующий орган с предложениями о необходимости рассмотрения вопроса по изменению тарифа за обслуживание пассажиров с учетом дополнительных расходов в связи с введением оборудования для автоматизированной регистрации пассажиров.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.07.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 по делу N А51-2358/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Цирулик |
Судьи |
С.И. Гребенщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.