г. Хабаровск |
|
31 января 2012 г. |
А04-2219/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: О.В.Цирулик
Судей: О.Г.Красковской, Е.К.Яшкиной
при участии:
представители участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства здравоохранения Амурской области
на решение от 09.08.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011
по делу N А04-2219/2011
Арбитражного суда Амурской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья О.В.Швец, в апелляционном суде - судьи В.Г.Дроздова, И.В.Иноземцев, А.А.Тихоненко
По иску Открытого акционерного общества "Амурфармация"
к Министерству здравоохранения Амурской области
третьи лица: Министерство финансов Амурской области, Управление государственного заказа Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области
о взыскании 1 787 372 руб. 20 коп.
Открытое акционерное общество "Амурфармация" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству здравоохранения Амурской области (далее - Министерство здравоохранения) о взыскании 1 787 372 руб. 20 коп. задолженности за услуги по приемке, хранению и отпуску лекарственных средств, оказанные в рамках государственного контракта от 22.10.2010 N 607.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Амурской области, Управление государственного заказа Амурской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области.
Решением от 09.08.2011 иск удовлетворен.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 решение оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается наличие у ответчика задолженности в размере цены иска за фактически оказанные истцом услуги по приему, хранению и отпуску медицинских товаров, которая подлежит оплате. При этом суды отклонили доводы Министерства здравоохранения о том, что сумма долга превышает цену услуг, определенную в контракте от 22.10.2010, поэтому истец не вправе требовать ее оплаты.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения просит решение и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приводит доводы о неправильном применении судами норм ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о заказах), статьи 309 Гражданского кодекса РФ, статьи 72 Бюджетного кодекса РФ. Считает, что Министерство финансов надлежащим образом исполнило обязательства перед истцом, оплатив предусмотренную контрактом от 22.10.2010 стоимость услуг в полном объеме. Сумма, предъявленная ко взысканию, превышает пределы цены контракта и лимитов бюджетных средств, выделенных на его исполнение.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Амурфармация" выражает несогласие с приведенными в ней доводами, считает решение и постановление апелляционного суда соответствующими закону и предлагает оставить их в силе.
В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции представители сторон и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, участия не принимали.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что основания для их отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Суды установили, что 22.10.2010 между ОАО "Амурфармация" и Министерством здравоохранения заключен государственный контракт N 607 на оказание услуг по приемке, хранению и отпуску в 2010 году лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для детей - инвалидов, для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Исполнение контракта осуществляется за счет медицинских товаров, фактически поступивших в адрес ОАО "Амурфармация" от поставщиков, заключивших соответствующие контракты на поставку с Министерством здравоохранения (пункт 1.1 контракта).
Стоимость контракта согласно пункту 2.1 составляет 6 527 423 руб. 09 коп. и складывается из стоимости принятых истцом медицинских товаров, а также 18% вознаграждения за оказываемые услуги. Финансирование контракта осуществляется за счет средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет на цели реализации отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения (пункт 2.4 контракта).
Срок действия контракта установлен с момента его заключения по 31.12.2010 (пункт 1.4 контракта).
Суды установили также, что в период действия контракта ОАО "Амурфармация" исполнило обязательства по приемке от поставщиков, медицинских товаров с их дальнейшим хранением и отпуском населению. Оплата услуг истца произведена в пределах цены контракта - 6 527 423 руб. 09 коп., однако стоимость фактически оказанных услуг превысила запланированную в контракте сумму на 1 787 372 руб. 20 коп.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Рассматривая спор, суды учли, что согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона о заказах цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением специально оговоренных нормами этого же Закона случаев. При этом контракт от 22.10.2010 заключен на общих основаниях и его цена согласно пунктам 2.1, 2.3 является неизменной.
Вместе с тем кассационная инстанция соглашается с выводами судов о необходимости удовлетворения настоящего иска.
Суды установили, что обязательства истца, вытекающие из контракта от 22.10.2010, связаны с реализацией социально-значимой государственной обязанности по обеспечению определенных групп населения социальной помощью в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи". Нормы статей 3, 4.1, 5, 6.2 названного Закона возлагают на государство обязанность по предоставлению отдельным категориям граждан на условиях всеобщей доступности набора социальных услуг, включая организацию бесперебойного обеспечения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В связи с этим обоснована позиция судов о том, что, учитывая предмет контракта от 22.10.2010 и недопустимость прекращения обеспечения нуждающихся и слабозащищенных слоев населения определенным набором социальных услуг, ОАО "Амурфармация" правомерно осуществляла его исполнение в объемах, в которых данные медицинские товары поступали от поставщиков в течение периода действия контракта. Кассационная инстанция учитывает также, что Министерство здравоохранения как государственный заказчик по контрактам с поставщиками медицинских товаров, не предприняло мер к самостоятельному контролю за объемами осуществляемых истцу поставок.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора и недопустимость возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет фактического использования оказанных истцом и оставшихся без оплаты услуг (статья 1102 ГК РФ), суды пришли к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что удовлетворение требований ОАО "Амурфармация" не согласуется с нормами Закона о заказах, статьи 309 ГК РФ, статьи 72 БК РФ.
Нарушений норм права, влияющих на правильность судебных актов, судами не допущено, в связи с чем решение и постановление не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.08.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2011 по делу N А04-2219/2011 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В.Цирулик |
Судьи |
О.Г.Красковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.