г. Хабаровск |
|
14 февраля 2012 г. |
А51-2549/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: С.Н.Новиковой, Е.В.Зимина
при участии:
от Управления лесным хозяйством Приморского края: Стеблина Н.С. - адвокат, доверенность от 03.02.2012 N 24
от ФБУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ: Вошкова Е.В. - ведущий юрисконсульт, доверенность от 30.12.2011 N 207/6д
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
на решение от 29.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011
по делу N А51-2549/2011 Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Хвалько О.П., в апелляционном суде судьи Симонова Г.А., Еремеева О.Ю., Пяткова А.В.
По заявлению Управления лесным хозяйством Приморского края
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока, ФБУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, ООО "Истен-Фиш", Министерство обороны Российской Федерации, 1976 отделение морской инженерной службы
о признании незаконным распоряжения
Управление лесным хозяйством Приморского края (ОГРН 1072539005967, место нахождения: 690024, г.Владивосток, ул. Белинского, 3А) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с требованиями: к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (ОГРН 1052503113728, место нахождения: 690106, Приморский край, г. Владивосток, Партизанский проспект, 20) о признании незаконным распоряжения от 23.10.2008 г. N 2754 "Об утверждении проектов границ земельных участков в городе Владивостоке по адресу: б. Лазурная, в/г N 95 ОМИС 1976 для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной"; к ФГУ "Земельная кадастровая палата по Приморскому краю" (ОГРН 1022501911882, место нахождения: 690063, Приморский край, г. Владивосток, ул. Приморская, 2) о признании незаконной постановку на временный кадастровый учет следующих земельных участков, входящих в границы (налагающихся) на лесной участок площадью 18,6 га, имеющий местоположение: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, часть выдела N 7 и часть выдела N 15 квартала N 23 Лазурного участкового лесничества, номер учетной записи в государственном лесном реестре 109/1105028-2009-08:
- земельный участок с кадастровым номером 25:25:050084:11 общей площадью 2575 кв.м, расположенный по адресу: в гор. Владивостоке по адресу: б. Лазурная, в/г N 95, ОМИС 1976;
- земельный участок с кадастровым номером 25:25:050084:12 общей площадью 83950 кв.м, расположенный по адресу: в гор. Владивостоке по адресу: б. Лазурная, в/г N 95, ОМИС 1976;
- земельный участок с кадастровым номером 25:25:050084:13 общей площадью 49170 кв.м, расположенный по адресу: в гор. Владивостоке по адресу: б.Лазурная, в/г N 95, ОМИС 1976;
- земельный участок с кадастровым номером 25:25:050084:14 общей площадью 6943 кв.м, расположенный по адресу: в гор. Владивостоке по адресу: б. Лазурная, в/г N 95, ОМИС 1976; к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ОГРН 1042504382931, место нахождения: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, 48) о признании незаконной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: 25:25:050084:11, 25:25:050084:12, 25:25:050084:13, 25:25:050084:14 с целью эксплуатация объектов недвижимости - зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной.
До принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил признать незаконным распоряжение УМИГА администрации г.Владивостока от 23.10.2008 N 2754 "Об утверждении проектов границ земельных участков в г.Владивостоке по адресу: б.Лазурная, в/г N 95 ОМИС 1976 для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы-столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной"; признать незаконными действия Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю, выразившиеся в осуществлении кадастрового учета спорных земельных участков, и восстановить нарушенное право путем обязания Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю снять с государственного кадастрового учета спорные земельные участки с указанными кадастровыми номерами; признать незаконными действия Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, выразившиеся в регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, и восстановить нарушенное право путем обязания Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю аннулировать запись в ЕГРП о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки.
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, общество с ограниченной ответственностью "Истен - Фиш", 1976 Отделение морской инженерной службы Министерства обороны РФ, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением суда от 29.08.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Приморскому краю просит отменить состоявшиеся судебные акты как несоответствующим нормам права. Заявитель полагает, что основанием регистрации права федеральной собственности на лесной участок площадью 18 6000 кв.м явилась выписка из реестра федерального имущества. Регистрация за Российской Федерацией четырех спорных земельных участков осуществлена регистратором по определенному пакету документов, в отсутствие возможности изучения дополнительных документов, которые представлены в материалах дела, в частности установления наложений на земельные участки. Ссылается на отсутствие в судебных актах мотивированного обоснования о незаконности действий по осуществлению кадастрового учета.
В кассационной жалобе администрация г. Владивостока, не соглашаясь с судебными актами, указала на их принятие в нарушение ст. 198 АПК РФ, без надлежащих доказательств того, каким образом нарушены права заявителя. Не согласна с выводом о том, что УМИГА администрации г. Владивостока, утверждая схему границ земельного участка, вышло за пределы своей компетенции. Полагает, что утверждение границ земельного участка не относится к документам, связанным с распорядительными функциями уполномоченного лица. Утверждение границ земельных участков произведено в рамках ст. 36 ЗК РФ по обращению Территориального управления ФАУГИ. Не согласна с выводами судов о фактическом использовании участков Управлением лесного хозяйства, поскольку последние носят предположительный характер.
В отзыве на кассационные жалобы Управление лесным хозяйством Приморского края просит оставить их без удовлетворения.
В отзыве на кассационные жалобы Минобороны РФ выразило согласие с изложенными в них доводами.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ФБУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ поддержал доводы, изложенные в соответствующих кассационных жалобах. Представитель Управления лесным хозяйством Приморского края, возражая относительно доводов жалоб, просил оставить их без удовлетворения. Представители других лиц, участвующих в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились, при этом о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить их в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 287 АПК РФ.
Как следует у материалов дела, 15.04.2010 между Управлением лесного хозяйства по Приморскому краю (арендодатель) и ООО "Истен-Фиш" (арендатор) заключен договор N 41/41, согласно которому арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 18,6 га, имеющий местоположение: Владивостокское лесничество часть выдела N 7 и часть выдела N 15 квартала 23 Лазурного участкового лесничества; номер учетной записи в государственном лесном реестре 109/1105028 - 2009 - 08. Срок действия договора установлен 49 лет с момента его государственной регистрации.
Договор заключен по результатам аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, протокол от 13.04.2010 N 29; зарегистрирован в установленном законом порядке.
При осуществлении действий арендатора, связанных с постановкой лесного участка на кадастровый учет, Управлением Росреестра по Приморскому краю вначале приостановлено осуществление кадастрового учета (решение от 28.07.2010 N Ф01 10 7178), затем отказано.
Основанием отказа указано, что границы образуемого участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами: 25:25:050084:11, 25:25:050084:12, 25:25:050084:13, 25:25:050084:14, сведения о которых носят временный характер, расположенных в г. Владивостоке, б.Лазурная, в/ч 95.
Управление лесным хозяйством Приморского края, ссылаясь на незаконность распоряжения УМИГА администрации г. Владивостока от 23.10.2008 N 2754 "Об утверждении проектов границ земельных участков", незаконность постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: 25:25:050084:11, 25:25:050084:12, 25:25:050084:13, 25:25:050084:14, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, предъявив, в том числе требование о признании незаконной регистрации права собственности за Российской Федерацией на указанные земельные участки.
При разрешении спора установлены следующие обстоятельства.
В отношении лесного участка площадью 186 000 кв.м имеется государственная регистрация права собственности Российской Федерации, свидетельство о государственной регистрации права от 21.10.2009.
Этот же лесной участок являлся предметом аукциона, проведенного Управлением лесным хозяйством Приморского края, протокол от 13.04.210 N 29, договор аренды от 15.04.2010 N 41/41.
Спорные земельные участки площадью 2575 кв. м, 83950 кв.м, 49170 кв.м, 6943 кв.м, в отношении которых осуществлен кадастровый учет, проведена государственная регистрация за Российской Федерацией права собственности, расположены в границах вышеназванного лесного участка (186000 кв.м). Данное подтверждается представленными в материалах дела схемами, техническим заключением, выполненным ООО "Горизонт", и не опровергается сторонами.
На названные земельные участки имеются кадастровые паспорта, участкам присвоены соответствующие кадастровые номера, в которых указано, что участки входят в состав земель населенных пунктов, разрешенное использование для дальнейшей эксплуатации зданий: казармы- столовой, караульного помещения, гаража, клуба, склада, котельной, водонасосной, бани, насосной.
В обоснование того, что в границах указанных земельных участков расположено имущество в/ч N 95: казарма- столовая, караульное помещение, гараж, клуб, склад, котельная, водонасосная, баня, насосная Территориальным управлением ФАУГИ по Приморскому краю представлены сведения о федеральном имуществе, содержащемся в государственной базе данных федерального имущества Приморского края, в которых указан балансодержатель: 1976 ОМИС ТОФ; справка 1976 ОМИС ТОФ о нахождении на его балансе имущества; инвентарные карточки учета основных средств; выписки из реестра федерального имущества соответственно по каждому объекту с индивидуальной карточкой учета зданий; свидетельство о государственной регистрации за ГУ "1976 ОМИС" права оперативного управления на имущество, в том числе гараж, котельная, водонасосная, баня, казарма-столовая, караульное помещение. Регистрация права оперативного управления произведена 06.08.2009.
Кроме того, на указанные объекты представлены свидетельства об их государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией, регистрация произведена 17.02.2011.
Суды, с учетом государственной регистрации названных земель как лесной участок (площадь 186000 кв.м), включение его в лесной реестр, наличия материалов лесоустройства Владивостокского лесничества, признали, что участок, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, являющийся лесным, находится в фактическом пользовании Управления лесным хозяйством Приморского края. Далее, установив отсутствие распорядительного документа о переводе лесных участков в иные категории, отсутствия доказательств обращения 1976 ОМИС - собственника объектов недвижимости, либо лиц, владеющих - в/ч 96145, в/ч 56076 с заявлением о выделении земельных участков под эксплуатацию объектов недвижимости, указали, что обращение Территориального управления ФАУГИ по Приморскому краю в УМИГА администрации г. Владивостока по утверждению схемы границ земельных участков не основано на требованиях ст.ст. 29, 36 ЗК РФ, действующего законодательства в области распоряжения лесными участками. Кроме того, судом принято во внимание, что имущество, для эксплуатации которого оформлены земельные участки, является разрушенным. При этом уполномоченный орган, обращаясь с заявлением о формировании земельного участка в соответствии с п. 5.10 Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, не провел проверку использования федерального имущества.
Данное позволило суду удовлетворить заявленные требования.
Между тем при разрешении спора судами не учтено следующее.
То, что спорные земли являются собственностью Российской Федерации, по настоящему делу не оспаривается, не входит в предмет спора.
Для настоящего спора, заявленного в рамках гл. 24 АПК РФ, необходимо установить: принадлежность участков к землям лесного фонда либо к землям населенного пункта; лицо, полномочное распоряжаться участком, а также фактическое нахождение в границах участка объектов недвижимости (зданий, сооружений).
По установлению принадлежности земель в деле имеются: Постановление Совета Министров СССР от 04.04.1947 N 856, согласно которому на территории Приморского края образован Владивостокский лесхоз, за которым закреплены леса в составе лесного фонда.
В последующем распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс за Военно-морскими силами МО СССР закреплены леса, объединенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил.
По передаче земельных участков и лесных массивов, входящих в состав государственного лесного фонда из Владивостокского лесхоза и принятия их Военным лесничеством, оформлен акт от 06.06.1955.
В обоснование фактического закрепления лесов за МО РФ представлен совместный приказ МПР РФ, МО РФ от 15.12.2000 N 555/592 "Об утверждении актов передачи (приемки) лесов, расположенных на землях обороны (Приморский край - 248 483 га); сводный акт от 26.01.1999, в котором отражены данные, в том числе по Воинскому лесничеству N 247-16 194 га.
Таким образом, из названных документов следует, что спорные участки входят в состав лесного фонда, закреплены за МО РФ, приняты на учет Военного лесничества N 247. Иного в деле не представлено.
В частности, отсутствуют документы, обоснованно подтверждающие их возможное включение во Владивостокское лесничество, часть выдела N 7, часть выдела N 15, квартала N 23 Лазурного участкового лесничества, на что указано в договоре аренды от 15.04.2010 N 41/41, а также сведениях из лесного реестра, материалов лесоустройства Владивостокского лесничества.
Данный вопрос судом не исследовался, между тем с учетом подпункта 71 п. 7 раздела III Положения о Минобороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, с учетом Указа Президента РФ от 17.11.2008 N 1624, Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", такое выяснение связано с установлением законного владельца участков и, соответственно, лица, уполномоченного по их распоряжению, а именно соотношения полномочий Росимущества, Управления лесным хозяйством Приморского края, и Министерства обороны России по распоряжению спорными землями.
Поскольку названные обстоятельства судами не исследовались, а их установление является существенным для разрешения настоящего спора, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
При разрешении спора суды привели доводы, что объекты недвижимости: казарма-столовая, караульное помещение, гараж, клуб, склад, котельная, водонасосная, баня, насосная, расположенные в границах спорных земельных участков, находятся в разрушенном состоянии, а также то, что Росимущество в нарушение п. 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, не убедилось в необходимости предоставления участков в пользование подразделению МО, для эксплуатации объектов недвижимости; не проверило технические характеристики, сведения относительно остаточной стоимости имущества, не устранило противоречия в сведениях, относящихся к характеристикам объекта; в отношении четырех земельных участков, поставленных на кадастровый учет, не проведена индивидуализация объектов недвижимости по каждому из участков.
Между тем данные доводы сделаны в отсутствие доказательств того, что имущество выбыло из владения МО России, относится к объектам высвобождаемого недвижимого военного имущества; в/ч, на балансе которой стоит это имущество, расформирована, либо из состава её имущества данное имущество исключено. Соответствующие вопросы судами не исследованы. В этой связи названные доводы нельзя признать обоснованными. Более того, утрата имущества (его разрушение либо уничтожение) однозначно не лишает его законного владельца прав на земельный участок, поскольку законодательно установлен порядок возврата в народное хозяйство земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте.
При новом рассмотрении необходимо учесть отмеченное и с учетом установленных обстоятельств разрешить спор, в том числе и в отношении требования Управления лесным хозяйством Приморского края о признании незаконным распоряжения, поскольку установление вышеназванных обстоятельств связано с разрешением данного требования, установлением совокупных условий для признания незаконным оспариваемого распоряжения в соответствии со ст. 198 АПК РФ. Кроме того, необходимо обратить внимание, что нормами земельного законодательства оформление и утверждение схемы расположения земельного участка возложено на орган местного самоуправления, независимо от того в чьей собственности (государственной или муниципальной) находится земельный участок (п. 7 ст. 36, п. 4 ст. 34, п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по делу N А51-2549/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.