г. Хабаровск |
|
14 февраля 2012 г. |
А51-10199/2011 |
Резолютивная часть постановления от 07 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: С.Е.Лобаря
Судей: С.Н.Новиковой, И.А.Тарасова
при участии:
представители не явились
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
на решение от 31.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011
по делу N А51-10199/2011 Арбитражного суда Приморского края
По иску муниципального учреждения здравоохранения "Детская поликлиника N 6 г.Владивостока"
к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
третье лицо: государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края"
о взыскании 231931,41 руб.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская поликлиника N 6 города Владивостока" (ОГРН 1022501800672, место нахождения: 690077, г.Владивосток, ул.Полярная, 6) (далее - медицинское учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском (с учетом уточнений) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, место нахождения: 109097, Москва г., Ильинка ул., 9, стр.1), в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 10225001312041; место нахождения: 690091, г.Владивосток, ул.Светланская, д.69) о взыскании 231931,41 руб. убытков, возникших у истца вследствие выполнения им Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края" (далее - Территориальный фонд).
Решением от 31.08.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011, иск удовлетворен полностью за счет средств казны Российской Федерации.
В кассационной жалобе Министерство финансов РФ просит решение от 31.08.2011 и постановление от 15.11.2011 отменить.
В обоснование жалобы приведены доводы о том, что Министерство финансов РФ не является стороной договора от 16.01.2006 N 28, поэтому не несет ответственность за неисполнение договорных обязательств; о неправильном применении судами статьи 1069 ГК РФ; об отсутствии правовых оснований для возмещения убытков медицинского учреждения за счет средств казны Российской Федерации и неприменении судами пункта 2 статьи 21 и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ; о пропуске истцом срока исковой давности, а также о неправильном возложении на Министерство финансов РФ обязанности по уплате государственной пошлины.
В отзыве на кассационную жалобу Краевое государственное бюджетное учреждение "Владивостокская детская поликлиника N 6" просит оставить ее без удовлетворения.
В судебное заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились, при этом о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. От Краевого государственного бюджетного учреждения "Владивостокская детская поликлиника N 6" поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
Разделом IV Программы предусмотрено предоставление гражданам Российской Федерации за счет федерального бюджета дополнительной медицинской помощи на основе государственного задания, оказываемой медицинскими работниками определенных категорий, которым за выполнение государственного задания устанавливается надбавка к заработной плате в размерах, предусмотренных пунктом 4 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851.
Арбитражные суды установили, что во исполнение названной Программы 16.01.2006 между медицинским учреждением и Территориальным фондом заключен договор N 28 о выполнении медицинским учреждением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. По условиям данного договора Территориальный фонд обязался финансировать расходы медицинского учреждения, связанные с выполнением государственного задания в период действия договора с 01.01.2006 по 31.12.2006, а истец, в свою очередь, принял на себя обязательства использовать перечисленные Территориальным фондом средства в соответствии с их целевым назначением и условиями договора, а также соответствующий договор от 01.01.2006 N 22.
В период с 01.06.2006 по 31.12.2007 медицинское учреждение произвело дополнительные выплаты работникам участковой медицинской службы за счет средств, поступивших в рамках Программы. Такие выплаты были обусловлены увеличением размера среднего заработка медицинских работников в связи с выплатой надбавок и обязанностью истца как работодателя предоставить своим работникам гарантии, установленные статьями 114, 139, 183 Трудового кодекса РФ.
Наряду с этим суды первой и апелляционной инстанций установили, что в составе субвенций, перечисленных медицинскому учреждению Территориальным фондом в рамках Программы, средства на возмещение расходов учреждения на такие выплаты не предусматривались.
Произведенные медицинским учреждением за счет субвенций выплаты признаны незаконными вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 16.03.2011 по делу N А51-18839/2010, которым с медицинского учреждения в пользу Территориального фонда взысканы использованные не по целевому назначению средства субвенций в размере 229931,41 руб.
Полагая, что указанные расходы являются реальными убытками, возникшими в результате бездействия органов государственной власти, медицинское учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, арбитражные суды исходили из того, что в спорный период средства на финансирование данного вида расходов из федерального бюджета не поступали, и законодательно не был определен источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников при выполнении ими государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. При этом судами принято во внимание, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации.
Заявленная истцом сумма подтверждена представленными в материалах дела первичными документами, актом проверки от 18.04.2008 N 22, решением арбитражного суда Приморского края от 16.03.2011 по делу NА51-18839/2010.
При таких обстоятельствах возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов медицинского учреждения, обоснованно квалифицированы судами обеих инстанций как убытки медицинского учреждения и в соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ взысканы в его пользу за счет казны Российской Федерации.
При определении органа, полномочного выступать от имени казны Российской Федерации, суды правильно применили статью 1071 ГК РФ и разъяснения, содержащиеся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", указав, что таким органом является Министерство финансов РФ. Неправильного применения норм Бюджетного кодекса РФ, на которые ссылается ответчик, судами не допущено.
Исходя из этого, довод заявителя кассационной жалобы о том, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по настоящему спору, неоснователен и судом кассационной инстанции отклоняется.
Также неоснователен и подлежит отклонению довод кассационной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности установлен в три года.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Срок исковой давности по настоящему спору начал течь с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Приморского края от 16.03.2011 по делу N А51-18839/2010, в соответствии с которым с медицинского учреждения в пользу Территориального фонда взысканы денежные средства, тем самым учреждению причинены убытки.
Следовательно, срок исковой давности истцом не пропущен, на что правильно указали суды первой и апелляционной инстанций в обжалуемых решении и постановлении.
Довод кассационной жалобы о том, что согласно статье 333.37 Налогового кодекса РФ Министерство финансов РФ освобождено от уплаты государственной пошлины, отклоняется как несостоятельный. В данном случае суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца расходы на уплату государственной пошлины, понесенные истцом при подаче иска в арбитражный суд, а не государственную пошлину в доход федерального бюджета. Действующим законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов на основании части 1 статьи 110 АПК РФ (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
С учетом изложенного решение от 31.08.2011 и постановление от 15.11.2011, принятые с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежат отмене, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 31.08.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2011 по делу N А51-10199/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Е.Лобарь |
Судьи |
С.Н.Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.