г. Хабаровск |
|
15 февраля 2012 г. |
А51-12161/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Суминой Г.А.
Судей: Мильчиной И.А., Трофимовой О.Н.
при участии
от общества с ограниченной ответственностью "Три С": представитель не явился;
от Администрации Приморского края: представитель не явился;
от Департамента по тарифам Приморского края: представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Три С"
на решение от 14.11.2011
по делу N А51-12161/2010
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Три С"
к Администрации Приморского края
третье лицо: Департамент по тарифам Приморского края
о признании недействующим нормативного правового акта
Общество с ограниченной ответственностью "Три С" (ОГРН 1072537004352; место нахождения: 690034, г. Владивосток, ул. Фадеева, 16; далее - ООО "Три С", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации Приморского края (ОГРН 1022502275168; место нахождения: 690000, г. Владивосток, ул. Светланская, 22) о признании недействующим пункта 1 приложения "Предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городском сообщении на территориях городских округов", утвержденного подпунктом "а" пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 14.08.2008 N 197-па "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территориях муниципальных образований Приморского края", как несоответствующего пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абзацу 2 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, статье 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Определением суда от 01.09.2010 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по тарифам Приморского края.
Решением суда от 14.11.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение; полагает, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что оспариваемое в части постановление не проверено судом на соответствие постановлению администрации Приморского края от 30.11.2007 N 315-па "Об утверждении порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края"; считает, что необоснованное установление предельно максимального тарифа на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом принесло убытки деятельности общества, следовательно, оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы.
В отзывах на жалобу Администрация Приморского края и Департамент по тарифам Приморского края возражают относительно ее доводов, просят оспариваемый судебный акт оставить в силе, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Заявитель просил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованность доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Судом по материалам дела установлено, что ООО "Три С" осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров маршрутным автомобильным транспортом на основании договора N 260-1032/08 на выполнение регулярных пассажирских перевозок на территории Владивостокского городского округа по внутреннему маршруту N 66ц (64 микрорайон - Центр), заключенного 18.12.2008 с Администрацией Приморского края. Срок договора установлен с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Пунктом 2.1.12 названного договора установлено, что общество обязуется осуществлять перевозку пассажиров по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Подпунктом "а" пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 14.08.2008 N 197-па "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом на территориях муниципальных образований Приморскою края" (далее - постановление N 197-па), изданного на основании постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239) и в соответствии с порядком, предусмотренным постановлением от 30.11.2007 N 315-па "Об утверждении порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края" (далее - постановление N 315-па), утверждены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городском сообщении на территории Владивостокского городского округа и установлены в размере 11,0 рублей за 1 поездку и 11,0 рублей за 1 место багажа.
Согласно пункту 2 постановления N 197-па предельные тарифы, утвержденные настоящим постановлением, являются максимальными.
Постановление N 197-па опубликовано 22.08.2008 в Приморской газете N 61 (230).
Полагая, что применение вышеуказанного тарифа привело к убыточной деятельности общества, последнее подготовило расчеты по вопросу о предоставлении дотаций и 27.03.2009 обратилось в Отдел регулирования тарифов по ЖКХ и пассажирских перевозок Департамента по тарифам Приморского края с заявлением об открытии дела по установлению цен на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по внутреннему маршруту N 66ц в городе Владивостоке с приложением расчетных материалов.
Письмом от 03.04.2009 N 69/0987 Департаментом по тарифам Приморского края в рассмотрении заявления было отказано.
Ссылаясь на несоответствие постановления N 197-па в вышеуказанной части пункту 8 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абзацу 2 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239, статье 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", полагая, что применение установленного предельного тарифа нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Указ N 221) предусмотрено, что Правительству Российской Федерации надлежит утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы), на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение вышеуказанного Указа N 221 Правительством Российской Федерации 07.03.1995 принято постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с данным перечнем тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Администрацией Приморского края соответствующим постановлением от 30.11.2007 N 315-па утвержден порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги на территории Приморского края (далее - Порядок), определяющий единый подход к формированию и утверждению цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок в соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239.
Согласно пункту 2 указанного Порядка государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, подлежащих государственному регулированию, осуществляется посредством установления фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), надбавок, предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен (тарифов) с целью защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов), а также создания механизма согласования интересов производителей и потребителей продукции, товаров, услуг.
Обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы закреплена частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, декларируется в пункте 8 статьи 18 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
В частности, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта Российской Федерации, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что полномочия по государственному регулированию услуг, названных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239, специально возложены на органы субъектов Российской Федерации.
С учетом данного обстоятельства суд пришел к правильному выводу о том, постановление N 197-па принято администрацией Приморского края в пределах предоставленных органам власти субъекта Российской Федерации полномочий, соответственно оно не противоречит пункту 8 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ и абзацу 2 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства РФ от 07.03.1995 N 239.
Также суд признал недоказанным факт противоречия оспариваемых положений постановления N 197-па статье 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Довод заявителя о том, что суд не проверил постановление N 197-па на соответствие постановлению N 315-па, отклоняется.
Предмет исследования по делам об оспаривании нормативных правовых актов согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации включает в себя проверку оспариваемого акта или его отдельного положения на предмет соответствия федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также проверку полномочий органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правильно установлено, что вышеуказанные постановления утверждены администрацией Приморского края и соответственно имеют одинаковую юридическую силу, в связи с чем на основании части 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд проверил оспариваемый акт в полном объеме.
Ссылка общества на нарушение оспариваемыми положениями постановления N 197-па его прав и законных интересов в связи с тем, что утверждение максимального тарифа повлекло возникновение у него убытков, судом первой инстанции правомерно отклонена.
Оценивая доводы общества о нарушении его прав, суд исходил из недоказанности обществом данного обстоятельства. Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом, в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку судом правильно применены нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.11.2011 по делу N А51-12161/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Сумина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.