г. Хабаровск |
|
27 февраля 2012 года |
N Ф03-424/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К. Судей: Котиковой Г.В., Меркуловой Н.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Камчатфлотбункер" -
Воробьев А.А., генеральный директор по протоколу N 1 от 22.12.2004;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-
Камчатскому - Мариинских М.А., представитель по доверенности
от 30.12.2011 N34-33/7;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции
Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому
на решение от 27.09.2011, постановление Пятого арбитражного
апелляционного суда от 16.12.2011
по делу N А24-2566/2011 Арбитражного суда Камчатского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Решетько В.И., в
суде апелляционной инстанции судьи: Сидорович Е.Л., Солохина Т.А.,
Пяткова А. В.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камчатфлотбункер"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому
о признании недействительными решений
Общество с ограниченной ответственностью "Камчатфлотбункер" (адрес - Камчатский край, г. Петропавловск - Камчатский, ул. Ленинская, 18, корпус 1-а, квартира (офис) 512, ОГРН 1044100664530; далее -заявитель; общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (адрес - 683024, Камчатская область, Петропавловск-Камчатский г, Рыбаков пр-кт, 13, б, ОГРН 1044100663507; далее - инспекция; налоговый орган) от 25.03.2011 N 13-08/2887 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2010 года в сумме 4 050 руб.
Решением суда от 27.09.2011, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2011, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о наличии у общества права на льготу, предусмотренную подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Не согласившись с указанными судебными актами, налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как принятые с неправильным применением норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению инспекции, услуги по бункеровке судов были оказаны вне территории порта, в связи с чем общество не вправе применить льготу, предусмотренную подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Доводы кассационной жалобы представитель инспекции в суде кассационной инстанции поддержал в полном объеме.
Общество в отзыве на жалобу, а также его представитель в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражают, просят судебные акты оставить без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела.
Судебное заседание проведено в соответствии с положениями статьи 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией в период с 10.10.2010 по 11.01.2011 проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации общества по НДС за 3 квартал 2010 года, о чем составлен акт от 21.01.2011 N 21764.
По результатам рассмотрения акта принято решение от 25.03.2011 N 13-08/2887 об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 резолютивной части решения), пунктом 3.1 которого обществу предложено уплатить НДС в сумме 4 050 руб.
Решением управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 18.05.2011 N 09-17/03968, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным выше решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
При разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ООО "Камчатфлотбункер" в проверяемом налоговом периоде на основании заключенных с юридическими лицами договоров оказывал услуги по бункеровке судов у причала, принадлежащего ОАО "Петропавловская судоверфь". Заявителем в адрес покупателей в период с 20.07.2010 по 05.09.2010 выставлены счета-фактуры за услуги бункеровки судов на общую сумму 22 500 руб. В судовых бункерных расписках местом бункеровки, согласно материалам дела, указан порт Петропавловск-Камчатский.
За предоставленные услуги, как установили суды, общество, руководствуясь положениями подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ, выставило вышеуказанные счета-фактуры без выделения НДС, которые отразило в книге продаж за 3 квартал 2010 года.
Инспекция в обоснование неправомерного применения заявителем льготы по НДС в сумме 4 050 руб. указала, что причалы, принадлежащие ОАО "Петропавловская судоверфь", располагаются за пределами границ акватории морского порта Петропавловск-Камчатский, следовательно, услуги по бункеровке предоставлены налогоплательщиком вне территории порта.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды, с учетом установленных про делу конкретных обстоятельств, пришли к выводу о том, что услуги по бункеровке судов были оказаны заявителем в пределах границ морского порта Петропавловск-Камчатский. При этом суды исходили из следующего.
В силу подпункта 23 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка.
По смыслу названной нормы, перечень услуг по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, не подлежащих налогообложению, законодателем не ограничен. При ее применении следует исходить из содержания спорной услуги и непосредственного ее отношения к обслуживанию судов согласно техническим и иным требованиям, предъявляемым к безопасному мореплаванию морских судов.
Статьей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ) установлено, что под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что под причалом понимается портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
Портовым гидротехническим сооружением является сооружение, расположенное на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующее с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов (пункт 4 статьи 4 Закона N 261-ФЗ).
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 034-2007) (КДЕС Ред. 1.1), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-СТ, снабженческое (шипчандлерское) обслуживание, включая бункеровку судов топливом, относится к услугам по обслуживанию судов в период их стоянки в портах.
Довод инспекции о том, что услуги по бункеровке судов были оказаны вне территории порта рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно отклонены, поскольку границы морского порта Петропавловск-Камчатский установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2010 N 796-р, из которого следует, что вся акватория Авачинской бухты входит в границы морского порта. Причалы ОАО "Петропавловская судоверфь", которые были арендованы заявителем, расположены в Авачинской бухте, то есть береговой линией сопряжены с акваторией морского порта.
Таким образом, суды, оценив представленные как инспекцией, так и обществом в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ в совокупности, пришли к выводу о том, что оказанные в проверяемом налоговом периоде услуги по бункеровке судов правомерно отнесены обществом к деятельности по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания, поскольку непосредственно связаны с обслуживанием судов, следовательно налогоплательщик правомерно воспользовался льготой, предусмотренной подпунктом 23 пунктом 2 статьи 149 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали решение инспекции от 25.03.2011 N 13-08/2887 в части предложения заявителю уплатить НДС в сумме 4 050 руб. недействительным, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами положений главы 21 Налогового кодекса РФ, получили правовую оценку, что нашло отражение в судебных актах первой и апелляционной инстанций. Переоценка выводов, касающихся обстоятельств дела, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, установленные статьёй 286 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.09.2011, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2011 по делу N А24-2566/2011 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Кургузова Л.К. |
Судьи |
Котикова Г.В |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.