г. Хабаровск |
|
29 февраля 2012 г. |
А73-6608/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 февраля 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Суминой Г.А.
Судей: Мильчиной И.А., Трофимовой О.Н.
при участии:
от открытого акционерного общества "Артель старателей "Амур": Каргин А.Н., представитель по доверенности от 20.12.2011 N 20/12-12; Шмарина Г.В., представитель по доверенности от 20.12.2011 N 20/12-23;
от государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Перемышленникова О.Н., представитель по доверенности от 10.01.2012 N 4; Жеребец Е.И., представитель по доверенности от 10.01.2012 N 16;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 18.08.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011
по делу N А73-6608/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Манник С.Д., в суде апелляционной инстанции судьи Сапрыкина Е.И., Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Артель старателей "Артель"
к государственному учреждению - Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными решений
Общество с ограниченной ответственностью "Артель старателей "Амур" (ОГРН 1022700856837, место нахождения: 680014, г. Хабаровск, Восточное шоссе, 10; далее - ОАО "Артель старателей "Амур", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Государственному учреждению - Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 680021, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 44; далее - Хабаровское отделение ФСС, отделение) с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями о признании недействительными: решения от 15.03.2011 N 1 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения, выраженного в письме от 15.07.2010 N 01-13/07/8826, по отказу в финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В порядке восстановления нарушенного права согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество просило обязать отделение принять к учету сумму финансирования по предупредительным мерам за счет страховых взносов за 2009 год в размере 11 731 819,32 рублей.
Решением суда от 18.08.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, отделение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты; в обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. В жалобе указывается на то, что судом подменена компетенция отделения в части обязания последнего устранить допущенные нарушения путем принятия к учету суммы финансирования по предупредительным мерам. Кроме того, указанная судом сумма не может быть принята без подтверждения ее целевого использования согласно представленному обществом Плану финансирования предупредительных мер на 2009 год и без учета размера ассигнований, доведенных в 2009 году из бюджета до регионального отделения на финансирование указанных целей. Полагает несоответствующими обстоятельствам дела выводы судов о несоблюдении процедуры принятия решения об отказе.
В отзыве на жалобу общество, не согласившись с доводами отделения, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, оставив в силе оспариваемые судебные акты.
Присутствующие в судебном заседании представители отделения поддержали позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Представители общества возражали относительно доводов жалобы.
В заседании суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 22.02.2012.
Проверив в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованность доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, правильность применения судами норм материального и процессуального права, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "Артель старателей "Амур" является страхователем по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и зарегистрировано в качестве страхователя за N 2709004032.
08.09.2009 общество обратилось в Хабаровское отделение ФСС с заявлением от 31.08.2009 N 1534а о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в сумме 11 817 139,32 рублей.
Комиссией отделения по вопросам финансирования страхователями предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, установлению скидок к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принято решение об отказе обществу в финансировании предупредительных мер, оформленное протоколом от 09.09.2009 N 5 (пункт 1.6).
В качестве основания отказа в протоколе указано на наличие недоимки со ссылкой на пункт 5 Правил финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 - 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.01.2008 N 43н (далее - Правила финансирования).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.03.2010 по делу N А73-19428/2009 действия Хабаровского отделения ФСС, выраженные в протоколе от 09.09.2009 N 5, признаны незаконными. Суд также обязал отделение принять решение по заявлению общества от 31.08.2009 с учетом представленных документов в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 5 Правил финансирования.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.05.2010 и кассационной инстанции от 08.09.2010 вышеуказанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Хабаровское отделение ФСС, приступив к исполнению судебного акта позже 09.03.2010, а именно 10.06.2010 после оставления апелляционной инстанцией решения суда без изменения, обратилось в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ, Фонд) с заявлением от 10.06.2010 N 01-09/07/7173 о согласовании уже принятого отделением решения (абзац 5 письма) об отказе ОАО "Артель старателей "Амур" в финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за 2009 год.
Письмом заместителя председателя ФСС РФ от 12.07.2010 N 02-03-10/08-6125 сообщено об отсутствии в настоящее время оснований для принятия решения о финансировании. В этом же письме указано о целесообразности вернуться к рассмотрению вопроса о финансировании предупредительных мер после вынесения соответствующего решения судом кассационной инстанции. Также, обращено внимание на необходимость надлежащего оформления решений об отказе в финансировании предупредительных мер.
Без учета указаний вышестоящего должностного лица Хабаровское отделение ФСС письмом от 15.07.2010 N 01-13/07/8826 известило общество об отсутствии оснований для принятия решения о финансировании в 2009 году по пяти указанным в письме причинам.
15.01.2011 ОАО "Артель старателей "Амур" представило страховщику расчет за 2010 год по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4 ФСС РФ
Согласно расчету по строке 9 "Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний" страхователем указаны расходы в сумме 14 384 076,29 рублей.
Проведя камеральную проверку расчета, Филиал N 9 Хабаровского отделения ФСС установил, что в него необоснованно включена сумма 11 731 819,32 рублей за 2009 год, которая не подлежит отражению по данной строке, так как письмом от 15.07.2010 N 01-13/07/8826 обществу уже было отказано в праве на использование указанных средств. Проверка оформлена актом от 21.02.2011 N 150.
Решением руководителя Филиала N 9 Хабаровского отделения ФСС от 15.03.2011 N 1 с учетом представленных обществом письменных возражений по акту камеральной проверки от 11.03.2011 за N 135 полностью поддержаны выводы по акту камеральной проверки и обществу предложено не отражать в расчетной ведомости по средствам Фонда (форма 4-ФСС РФ) "Раздел 3 таблицы 11 строке 9" сумму 11 731 819,32 рублей.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества решением Хабаровского отделения ФСС от 19.05.2011 N 01-13/06-6309 жалоба оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решениями отделения от 15.07.2010 N 01-13/07/8826, от 15.03.2011 N 1 по отказу в финансировании предупредительных мер, общество обратилось в суд с настоящим заявлением в Арбитражный суд Хабаровского края.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что ФСС вправе принимать решения о направлении до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных названным подпунктом, осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок рассмотрения заявлений страхователей о финансировании предупредительных мер и принятия по ним решения регулируется пунктом 5 Правил финансирования, согласно которому решение о финансировании предупредительных мер, размере финансирования или об отказе в финансировании принимается, в том числе - по страхователям, у которых сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, составляет более 6 000,0 тыс. рублей, - исполнительным органом Фонда после согласования с Фондом.
Указанным пунктом Правил финансирования регламентирован и порядок согласования решения, принимаемого по заявлению такой категории страхователей. Так, исполнительный орган Фонда в 3-дневный срок со дня принятия полного комплекта документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, направляет их на согласование в Фонд. Фонд согласовывает представленные документы в 15-дневный срок со дня их поступления. Решение исполнительного органа Фонда в 3-дневный срок с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансировании или при отказе в согласовании - с обоснованием их причин).
Суды обеих инстанций, руководствуясь вышеуказанными нормоположениями, исследовав и оценив доказательства по делу, установив факт несоблюдения Хабаровским отделением ФСС предусмотренной пунктом 5 Правил финансирования обязательной процедуры согласования с ФСС РФ вопроса финансирования, выразившийся в направлении в Фонд пакета документов с нарушением установленного судом и Правилами финансирования срока, а также в принятии отделением заранее решения об отказе в финансировании предупредительных мер без согласования с Фондом, с учетом имеющих преюдициальное значение обстоятельств, установленных по делу N А73-19428/2009, относительно причин отказа в финансировании предупредительных мер, обоснованно пришли к выводам о незаконности спорных решений отделения от 15.07.2010 N 01-13/07/8826 и от 15.03.2011 N 1 и нарушении ими экономических прав общества.
Судом кассационной инстанции не принимается во внимание довод жалобы о несоответствии обстоятельствам дела выводов судов относительно несоблюдения процедуры принятия решения об отказе в финансировании предупредительных мер как ненашедший своего подтверждения материалами дела. Кроме того, указанный довод по существу направлен на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных ими доказательств, что противоречит статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о подмене судом компетенции отделения в части обязания последнего устранить допущенные нарушения путем принятия к учету суммы финансирования по предупредительным мерам подлежит отклонению, поскольку у отделения в силу закона при отсутствии оснований для отказа, перечисленных в последнем абзаце пункта 5 Правил финансирования, имеется обязанность по принятию решения о финансировании предупредительных мер после соответствующего согласования с Фондом. В рассматриваемой по делу ситуации с учетом фактических обстоятельств по делу такая обязанность могла быть установлена судом.
В порядке восстановления нарушенного права согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал отделение устранить допущенные нарушения вышеуказанным способом.
Содержащиеся в жалобе доводы о том, что указанная судом сумма не может быть принята к учету без подтверждения обществом ее целевого использования и без учета размера ассигнований, доведенных до регионального отделения в 2009 году из бюджета на финансирование предупредительных мер, подлежат отклонению, поскольку основания и условия принятия решения об отказе в финансировании четко прописаны в пункте 5 Правил финансирования, при таких данных правовое значение для настоящего дела не имело выяснение судом вышеуказанных обстоятельств.
В силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты как принятые с правильным применением судами норм материального и процессуального права отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ
решение от 18.08.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2011 по делу N А73-6608/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.А. Сумина |
Судьи |
И.А. Мильчина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что ФСС вправе принимать решения о направлении до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
...
В порядке восстановления нарушенного права согласно пункту 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал отделение устранить допущенные нарушения вышеуказанным способом."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 февраля 2012 г. N Ф03-20/12 по делу N А73-6608/2011