г. Хабаровск |
|
05 марта 2012 года |
Ф03-340/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2012 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Г.В.Котиковой, Н.В.Меркуловой
при участии
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЧМП": представитель не явился
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: Михайлов В.А., представитель по доверенности от 10.10.2011 N11789
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ЧМП"
на решение от 05.09.2011, на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А 73-7396/2011 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Т.И.Чакова, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.И.Сапрыкина, И.И.Балинская, Т.Д.Пескова
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЧМП"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
о признании недействительным предписания от 08.04.2011 N 12/4/12
Общество с ограниченной ответственностью "ЧМП" (далее - ООО "ЧМП", общество) (ИНН 2727023526, ОГРН 1032700030384, адрес: 681000, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул.Дикопольцева, 37, 93) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю, государственный орган) о признании недействительным предписания N12/4/12 от 08.04.2011 по устранению нарушений обязательных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выданного государственным инспектором г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору.
Решением суда первой инстанции от 05.09.2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемое предписание государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Гордеева С.К. по устранению выявленных нарушений выдано обществу в рамках предоставленных ему законодательством полномочий.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ООО "ЧМП", полагающего, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права, в связи с чем просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
По мнению заявителя кассационной жалобы, государственные инспекторы по пожарному надзору не уполномочены осуществлять контроль (надзор) в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выдавать предписания об устранении каких-либо нарушений, поскольку такое право предоставлено только должностным лицам и органам государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
ООО "ЧМП", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя Главного управление МЧС России по Хабаровскому краю, а также проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что 08.04.2011 государственным инспектором г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору Гордеевым С.К. проведена проверка соблюдения обществом обязательных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ)
При проведении проверки выявлены нарушения, изложенные в акте проверки от 08.04.2011 N 12/4, и выдано предписание N12/4/12 по устранению нарушений обязательных требований по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Не оспаривая предписание по существу установленных актом проверки нарушений, полагая, что у инспектора по пожарному надзору отсутствовали полномочия на проведение вышеуказанной проверки и выдачу предписания, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 1 Закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 68-ФЗ государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712 утверждено Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Положение).
В силу подпункта "а" пункта 4 названного Положения органы государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий организуют и осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций, требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, а также за готовностью должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.
Государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется лицами, перечень должностей которых утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с Приказом МЧС РФ от 25.01.2011 N 14, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.03.2011 N 20115, к должностным лицам территориальных подразделений надзорной деятельности в главных управлениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченным осуществлять государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отнесены, в том числе, старшие инженеры.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 12 Регламента, утвержденного Приказом МЧС РФ от 09.08.2010 N 382 "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", должностные лица структурных подразделений органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вправе выдавать предписания по устранению нарушений установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Типовым положением о территориальном отделе (отделении) надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю установлена компетенция старшего инженера отдела надзорной деятельности, в том числе, по осуществлению в установленном порядке надзора, проведения проверок за соблюдением организациями и гражданами установленных правил по гражданской обороне, обязательных требований пожарной безопасности, а также требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий, на объектах (защиты) надзора, расположенных на обслуживаемой территории; осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Гордеев С.К. состоит в должности старшего инженера - государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, следовательно, наделен полномочиями по осуществлению государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем признается обоснованным вывод судов о проведении проверки и выдаче предписания уполномоченным лицом.
При изложенных обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у старшего инженера государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий полномочий по контролю и выдаче предписаний в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не соответствуют нормам действующего законодательства.
Учитывая, что судебные инстанции правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 05.09.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2011 по делу N А73-7396/2011 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.А.Боликова |
Судьи |
Г.В.Котикова Н.В.Меркулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.